Знать склонности и возможности

Б. ПЕРВОМАЙСКИЙ, доктор медицинских наук • 11 августа 2015

    В Проекте о реформе школы сказано, что система трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации призвана подвести учащихся к обдуманному выбору профессии. В соответствии с этим положением, как мне представляется, очень четко вырисовываются задачи, стоящие перед воспитателями учеников — родителями и педагогами, начиная с младших и кончая старшими классами.

    Поскольку обдуманный выбор профессии должен основываться на призвании, то, следовательно, самой главной задачей в воспитании является как можно раннее выявление призвания к тому или иному виду деятельности, к той или иной профессии, специальности. В этом случае получение общего образования будет рационально сочетаться со специальной, целенаправленной подготовкой к работе в соответствии с будущей профессией, и эта подготовка станет совершаться по понятным причинам (занятие «по душе») успешно.

    Маркс и Энгельс признавали «прирожденные задатки и способности». Это же подчеркивали многие советские ученые: физиологи, психологи, педагоги. Однако биологические задатки призвания — это еще не само призвание, а лишь возможность его проявления, созревания, оформления в виде склонности и готовности к определенному виду деятельности при благоприятных для этого предпосылках. Призвание, следовательно, нуждается в создании условий для его успешного проявления и становления; оно нуждается в воспитании.

    К сожалению, далеко не все ученики даже десятых классов четко сознают и ощущают тяготение к определенному виду деятельности, к определенной профессии и специальности, не знают, к чему в наибольшей степени способны. Они не смогли найти себя, свое призвание.

    Какой процент учащихся к моменту окончания средней общеобразовательной школы определил свое призвание и избрал профессию по «зову души» и какое количество учеников избирает профессию по другим мотивам? Опрос 1500 десятиклассников г. Ворошиловграда, проведенный несколько лет тому назад, показал лишь 765 учеников (51 процент) избрали себе будущую профессию осознавая свои склонности и способности, т. е. в какой-то степени руководствуясь призванием. Остальные 49 процентов школьников выбирали профессии основывались на других мотивах, таких, как (9 процентов), «героическая профессия» (6,7 процента), «за компанию" (1,7 процента), по территориальным соображениям (1,9 процента) и т. д.

    В беседе с этими учениками выяснилось, что в профориентационной работе в их школах педагоги не обращают достаточного внимания на то, чтобы разъяснить воспитанникам существенные особенности той или иной профессии, показать, каких именно качеств личности требует эта профессия от человека и как сочетаются с этими особенностями и требованиями личные склонности и интересы учащихся. Да и могли ли они это делать? Многие преподаватели еще недостаточно подготовлены в этом плане. К тому же разумно ли перекладывать всю эту работу на плечи педагогов?

    Как тут помочь? Представить те или иные профессии школьникам могут специалисты: столяры, слесари, врачи, водители, механики и т. д. Для этого необходима систематическая организация специальных встреч учеников, начиная^ с младших классов, с представителями различных профессий — в школе и непосредственно на производстве. Чем больше таких встреч, тем больше профессиональной информации получит учащийся. Тут, безусловно, солидную помощь школам могут оказать центры профориентации, о которых идет речь в документе ЦК КПСС и чье создание хочется всячески поддержать.

    Конечно, встречи ребят со специалистами в наших школах проводятся и сейчас, но они не всегда, на мой взгляд, тщательно продумываются. Приглашенные для встреч специалисты различного профиля рассказывают обычно о себе и о положительных сторонах своей профессии: ее героике, романтике и других эффектных сторонах. Надо же рассказывать о структуре профессии, не скрывать и теневых ее сторон, показывать трудности в ее овладении, хорошо и подробно освещать те требования, которые эта профессия предъявляет человеку. По-моему, не следует искусственно приукрашивать профессию скрывая трудности в работе. Ведь некоторые учащиеся как мотив выбора специальности выставляют как раз свое намерение преодолевать трудности.

    Школьник, получивший деловую и объективную информацию специалиста об особенностях его профессии, ее парадных и теневых сторонах, тех требованиях, которые она предъявляет человеку, естественно, сопоставит сложившееся у него представление о профессии со своими склонностями, интересами и чертами личности. Совпадение того и другого по существу и есть голос призвания, И если учащийся правильно понял и оценил особенности профессии и объективно отразил в выборе черты своей личности, то, следовательно, «ключ подошел к замку» и профессия избрана верно.

    Но довольно часто ученик не только имеет о профессии скудную, неполную информацию, но и себя хорошо еще не знает, переоценивает или недооценивает. Это приводит к неправильному выбору профессии или к тому, что школьник вообще не может ее выбрать.

    И вот здесь-то особенно нужен совет педагога, воспитателя, наставника, который может помочь учащемуся выявить призвание, а если интересы и склонности еще слабо выражены, педагог е силах воспитать, сформировать и развить их. Надо добавить: совершенно обязательно, чтобы учащийся получил возможность испытать себя в избранном виде деятельности практически что называется, попробовать профессию своими руками. В этой связи надо приветствовать включение учащихся в систематический, организованный, посильный общественно полезный труд —- труд настоящий, необходимый обществу.

    Пока не так уж много учеников избирают специальность по рекомендации педагогов. Так, из 1500 воро-шиловградских десятиклассников только 15 человек указали, что они выбрали профессию по рекомендации учителя. К сожалению, многие ученики, заканчивающие среднюю школу, не сориентированы на предмет выбора профессии: у них не выявлены интересы, характер склонностей, не отработаны целевые установки в будущем трудоустройстве. Некоторые ученики вообще не задумывались над своим призванием, своей жизненной позицией, будущей специальностью, характером трудовой деятельности.

    Случается сталкиваться и с так называемым «привнесенным призванием», когда ребенку с малых лет родители, а нередко вслед за ними и ближайшие родственники и окружающие внушают, что у него есть способности к какой-то профессии (в то время как в действительности таких способностей у него нет). «Внушаемую» ребенку профессию родители считают по тем или иным субъективным причинам наиболее приемлемой, почетной, престижной, как бы единственно предназначенной для их дитяти. Постепенно ребенок и сам начинает считать, что ему следует избрать именно эту профессию, и это мешает ему получить более широкую профессиональную информацию. Если школьник выбирает жизненный путь в соответствии с «привнесенным призванием», возможно горькое разочарование, Чаще всего это случается. когда родители необоснованно считают, что у их ребенка выдающиеся способности музыканта, художника или артиста.

    Навеянное призвание — существенная помеха в выборе профессии, ведь истинное призвание остается невыявленным! Вот почему педагог, борозодя профориентационную работу в школе, организуя встречи учеником с различными специалистами, рекомендуя соответствующую литературу, проводя экскурсии и т. д., должен вместе с тем хорошо знать семьи своих воспитанников, установки их родителей, чтобы вовремя дать рекомендацию, основанную на глубоком анализе способностей, склонностей и особенностей личности каждого своего питомца.

    Долг педагогов и родителей — помочь каждому школьнику в максимально короткий срок эффективно осуществить это свое право на выбор профессии.