№ 17/17

Острая ситуация.

Делегация взбудораженных родителей буквально ворвалась в кабинет. Гневу их не было предела,

— Мы требуем, чтобы Алешу К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно бранится, рассказывает ужасные вещи!

— Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать целый класс?

— Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться в нашем классе! — тон задает очень возбужденная женщина, глаза ее горят гневом (через несколько лет нам еще предстоит встретиться по весьма печальному поводу).

— Хорошо, я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему? А если подобная ситуация повторится?

— Это уж ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей, и дурное влияние нежелательно.

Лучше бы она этого не говорила... Чувствую, закипает во мне раздражение и неприязнь, но положение, что называется, обязывает. Сдерживаюсь. Тем более что взывать к здравому смыслу тех, в ком говорит лишь слепой охранительный родительский инстинкт, бесполезно, И все-таки делаю еще одну попытку:

— Неужели вы надеетесь все десять лет в школе продержать своих детей в искусственной стерильной обстановке?

И вижу: именно надеются, собираются! Просителям даже не приходит в голову мысль, что на каком-то этапе школьной жизни по тем или иным, причинам кое-кто из детей из «приличных семей» может оказаться в положении, как говорится, той самой овцы, которая портит стадо. Но не сдаюсь, пытаюсь предупредить несправедливость, снова спрашиваю:

— А что прикажете делать с детьми из «неприличных» семей? Ведь есть еще семьи, где пьют родители или где отца давно след простыл...

— Мы вac предупредили,— слышу в ответ. И совсем уж категорично.— Если не примете меры, будем разговаривать в другом месте! На том и прощаемся.

Вызываю классного руководителя.

— Как все случилось? За что Алешу ненавидят в классе?

— Понимаете, мальчик агрессивный, физически заметно сильнее других, По любому поводу вступает в драку...

— Что вы предприняли?

— Говорили с ним на классном активе. Класс очень дружный. Дети приняли решение: если Алеша будет продолжать так себя вести, перестать с ним общаться совсем. И сейчас с ним стараются не разговаривать, чтобы не нарываться на грубость. Теперь вот что: после того как на родительском собрании я рассказала о сложившейся ситуации, члены родительского комитета побывали у Алеши, поговорили с его матерью...

Учительница работает первый год, ребятам она по душе, и нам, ее коллегам, со стороны видно, что дело у нее пойдет. Но вот с Алешей — целая серия педагогических ошибок. Прежде всего: не попытавшись как следует понять причины агрессивности ребенка, уже противопоставила его классу, определив в положение гонимого. Класс ей кажется дружным, но сплоченность всех против кого-то одного — самый низкий уровень сплоченности. Далее: опять же сама, ни в чем не разобравшись, разрешила действовать родителям, которые знали еще меньше. Можно представить, сколько говорили во всех семьях об этом мальчишке. И все, конечно, в присутствии детей, его одноклассников.

И все-таки в чем же причина Алешиной агрессивности? Оказывается, у мальчика неправильный прикус. И для исправления его на зубах стоят металлические пластинки. Кто-то в классе обозвал его «саблезубым»... С этого все и началось. Мальчик оказался болезненно самолюбивым и на словесные оскорбления стал отвечать кулаками. Вот позавчера в столовой бросился на обидчика... Учительница с трудом его остановила. Естественно, родители встревожились... Ситуация возникла острая.

Коль скоро речь зашла о мальчике и мальчишеских взаимоотношениях, мы вместе с педагогом решили призвать на помощь мужчин-родителей. Собрали совет отцов этого класса. В разговоре с ними пришлось признаться, что школа допустила ошибки. И мужчины все поняли, проявили выдержку и спокойствие, обещали поговорить серьезно с детьми. В результате конфликт удалось погасить и отношения в классе полностью наладились.

Я рассказал эту школьную историю, чтобы показать: ставшие, к сожалению, традиционными взаимные обвинения школы и родителей бесплодны и опасны. Надо выходить из этого замкнутого круга. Это непросто, для этого требуется известная трезвость и реалистичность мысли, а главное — самокритичность. Ведь в приведенной ситуации не на высоте оказались обе стороны. Я говорил уже о наших ошибках. Теперь хочу заострить внимание на стереотипах родительской реакции. При разбирательстве больших и малых конфликтов, которые нет-нет да и возникают в школе, мы, педагоги, то и дело сталкиваемся со стремлением пап и мам прежде всего уберечь своего ребенка от «дурного» влияния. Сколько бывает разговоров на эту тему! Бесконечные просьбы пересадить за другую парту, изолировать от такого-то ребенка, запретить дружить с «плохим» мальчиком или девочкой, а в старших классах — попытки вмешаться и разрушить юношескую любовь. Не знаю ни одного случая, когда карательные акции помогли бы что-то исправить. Напротив, преодолевая мощное родительское сопротивление, укрепляются самые «крамольные», на взгляд мам и пап, отношения. Детская солидарность настолько сильна, что ребята бывают способны на исключительные поступки. Мне не раз приходилось разыскивать сбежавших из дома подростков: бегут, спасаясь от гнева родителей или из сочувствия к товарищу, у которого в школе до предела обострились отношения. Так не лучше ли обратить во благо святое чувство дружбы, ребячьей привязанности. Пусть даже друг вашего ребенка не вызывает особых симпатий. Все-таки стоит пригласить его домой, постараться создать ребятам условия для совместных занятий и отдыха, заинтересовать их чем-то, что самих взрослых увлекает: чтением, коллекционированием, спортом, театром. Нельзя забывать, что так называемые трудные подростки, как правило, становятся такими оттого, что не хватает им семейного тепла, заботы и внимания близких.

Конечно, это хлопотно, это обуза. Однажды я предложил отцу нашего ученика такую линию поведения, а он воспринял это как попытку школы переложить решение воспитательных проблем на плечи благополучных семей: «Вы за это деньги получаете, вот и возитесь со шпаной, а я уж со своим сыном как-нибудь справлюсь». Но ведь растить ребенка изолированно от множества влияний невозможно, и нет иного пути уберечь сына или дочь от нежелательного воздействия, как создать вокруг ребенка благотворное поле педагогического общения, распространяющееся на все его ближайшее окружение. Я уж не говорю о том, что у взрослого нет лучшего способа сохранить доверие подростка, как стать другом его друзей. Повторяю, надо отдавать себе отчет: путь этот отнюдь не усыпан розами. Мать одного из учеников с обидой как-то поведала мне: после того как у них в гостях побывал приятель сына, обнаружилась пропажа импортных игрушечиых машинок. Что же, наверное, это не самая большая жертва, которую приходится приносить на воспитательном поприще. Зато выгода гораздо больше: появилась возможность небеспредметного разговора с сыном о нравственных качествах его друзей. Наверное, после такого случая он станет лучше разбираться в людях. Может, и сам станет требовательнее к себе.

Словом, другого способа избавиться от опасности дурных влияний на ребенка, кроме как воспитывать не только своего, но и того, кто рядом с ним, нет.

И в заключение — о той маме, помните, что решительно требовала убрать Алешу из класса. Вторая встреча с ней произошла через четыре года, когда ее сын-шестиклассник «позаимствовал» кошелек с деньгами из портфеля учителя.

— Не могу прийти в себя! Сам он не мог до такого дойти. Занимается без троек, спортсмен, учится в музыкальной школе... И потом, у нас такая приличная семья,— тут, правда мама осеклась и замолчала.

Я поинтересовался, что же она собирается предпринять.

— Хочу перевести сына в другую школу. Здесь за ним пойдет дурная слава. Пусть уж будет в незнакомом коллективе. Да там, говорят, и контингент получше.

Увы! Она так ничего и не поняла.

Дети (воспитание и забота)

  • Дети и спорт
    Многие родители считают своим долгом прививать детям любовь к спорту с малых лет. Однако к этому вопросу надо подходить с осторожностью — не все виды спорта одинаково полезны, особенно малышам.
  • Урок рисования
    Детям рисовать необходимо. Для маленького человека, как впрочем и для большого, это и самовыражение, и способ «сбросить» негативные эмоции. Педагоги утверждают, что именно рисование помогает ребенку развивать интеллект. А если чадо не хочет? Воспользуйтесь советами психологов.
  • Выбираем детский сад
    Многие современные родители настолько загружены, что принимают решение отдать ребенка в дошкольное учреждение. Детские садики с удовольствием примут малышей, научат их быть самостоятельными и подготовят к школе.
  • Рюкзак первоклассника
    Собрать ребенка в первый класс — задача непростая. И тетрадки-то ему нужны, и ручки-карандаши, и книжки умные, а самое главное — ранец.
  • Плохие слова
    Если ребенок «принес» домой нецензурное слово, с этим надо разобраться как можно скорее, чтобы его употребление не вошло в привычку.
  • Цена оценки
    Волшебного эликсира, позволяющего вложить в голову все необходимое, еще не придумали, поэтому учить все равно придется.
  • Идем в школу !
    Наконец-то ваш ребенок отправится в школу. Но чтобы учеба не превратилась в кошмар, ему нужно создать комфортные условия. Хотя бы дома.
  • Сила слабости и слабости силы
    Любому навязанному порядку дети будут сопротивляться тихо, но упорно. Мир детства потому и может считаться субкультурой по всем канонам культурологии, что обладает решающим свойством субкультур: он способен к самоорганизации и самовоспроизводству.
  • НЕ ПРИНЕСТИ ВРЕДА
    Нам много раз приходилось слышать вопрос: как получается, что в благополучной семье вырастают плохие дети? Нечестные, грубые, ленивые, эгоистичные...
  • НАСЛЕДНИКИ.
    В воспитании дворян в прежней России— буквально на бытовом уровне — существовали правила и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Они известны и сегодня.
  • На равных...
    Должны ли родители разделять вместе с воспитателями детского сада заботу о малышах? В чем заключается связь семьи и детского сада в воспитании ребят? Как может воспитатель добиться взаимопонимания с родителями?
  • «Кто-то теряет, кто-то находит...»
    Даже такие вдумчивые родители, частые детские находки называют, как правило, «хламом», тем самым как бы ставя под сомнение серьезность проблемы. Многие считают не заслуживающей внимания мелочью содержимое карманов детей. Но для истинного воспитателя каждая такая «мелочь» полна смысла.
  • ХОРОШО ЧИТАЕТ, ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
    Проблема совершенно реальна. Детей, хорошо и отлично подготовленных по чтению, немало. Родители вправе гордиться успехами своей дошкольной педагогики, но, к сожалению, в большинстве своем они склонны «почить на лаврах»
  • О ПОЛЬЗЕ ЗАВИСТИ
    Зависть — неправильная реакция на невозможность получить желаемое, смесь гнева и печали, агрессия, направленная на самого себя и окружающих. Если это повторяется часто или не прекращается никогда, то самые безобидные последствия — неврозы и глубокие комплексы неполноценности.
  • ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ И ВОЗМОЖНОЕ
    Задача эта — развитие детских способностей. Чем раньше и отчетливее они проявляются, тем яснее кажется взрослым путь их дальнейшего совершенствования.
  • Сексуальная революция? В городе Шадринске ее не было
    Первый поцелуй, как правило, поступок чисто социокультурный — его совершают абсолютно сознательно и прежде всего для укрепления или повышения своего статуса.
  • Записки моей левой руки
    Родители, не терзайте маленького левшу своими требованиями! — присоединяюсь я к совету детских психологов. Лучше учить его не через глаза, а через тело — вставая за спиной и двигая его руками и ногами, словно это Пиноккио
  • Ручки, ножки, огуречик…
    Абсолютно у всех детей первый герой предметного рисунка — человек. Более того, общее развитие ребенка идет по тем же законам, по которым развиваются спонтанные рисунки, — только потому они и стали инструментом психологических тестов.
  • Скоро - в первый класс
    Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущего первоклассника.