Вас раздражает реклама?

17 августа 2017
Около ста лет назад одесский журнал «Торговое дело» рекомендовал мелким и средним коммерсантам собирать печатные рекламы, систематизировать их по группам и сохранять в специальных папках.

    «Если бы над современным строем разразилась катастрофа, уничтожившая все признаки его, за исключением рекламы, — писал в 1911 году петербургский журнал «Современный мир», — для будущего социолога все-таки не все еще было бы потеряно: по этому детищу капиталистической культуры можно было бы восстановить много существенных черт, свойственных современному укладу».

    Последовал ли кто-нибудь из них дельному совету, нам не известно. Зато доподлинно известно другое. Жил в незапамятные времена в Москве весьма уважаемый человек. Помимо старинных вещей, фарфора и исторических документов он собирал и рекламные объявления. Речь идет об Александре Петровиче Бахрушине (1853 — 1904), представителе известного семейства кожевенных и суконных фабрикантов. В бахрушинской коллекции были представлены рекламы отечественных и заграничных торговых и промышленных фирм, российских периодических изданий, книжных магазинов и магазинов художественных изделий Германии, Австрии, Англии, Бельгии, Франции, Чехии и Швейцарии, а также заграничных ресторанов, кафе и курортов. Из общей массы печатной продукции рекламного характера зоркий глаз московского коллекционера выхватывал любопытные открытки, визитки, конверты, изящные прейскуранты, необычные книжные закладки, объявления.

    Нынешнему потребителю, очевидно, невдомек, что в старые добрые времена рекламы подразделялись на:

    1) благонамеренные (составленные скромно и добросовестно, пропагандирующие то, что вполне заслуживает похвалы);
    2) слишком патетические (расточающие лживые похвалы тому, что хотя и не заслуживает очень лестного отзыва, но не дурно и не вредно);
    3) злонамеренные и лживые (способствующие сбыту чего-либо заведомо вредного под видом очень полезного).

    Наиболее действенным способом рекламирования считалось объявление в периодической печати. Причем газетно-журнальные анонсы в свою очередь подразделялись на обыкновенные, боевые, подвижные, иллюстрированные, анонимные, редакционные, беллетристические и телеграфные. Беллетристическое объявление составлялось в виде стихов, рассказов, набросков и даже научно-популярных очерков. В Москве и Петербурге этим ремеслом занимался узкий круг писателей и журналистов. Телеграфное объявление помещалось в виде телеграммы в соответствующем отделе газеты. Оба вида объявлений считались особенно дорогостоящими.

    В конце ХХ столетия мы вновь сжились с вездесущей рекламой. Теперь к услугам рекламных дел мастеров («Раскрывай пошире уши! Я скажу, а ты послушай…», «Если вы не заметили этой рекламы, вы нездоровы…» и т.д., и т.п.) радио и телевидение. Сто лет назад им приходилось довольствоваться печатью и телефоном. Меняются времена, но неизменным остается главный закон рекламы, который гласит: если она (реклама) составлена умело и со вкусом, если в ней есть доля здорового юмора и чувство меры, рано или поздно вы окажетесь у нее на крючке.