Практически полезные музеи

25 ноября 2016
Считавшийся лучшим в Европе Венский Королевский торговый музей (при нем действовал поддерживаемый правительством экспортный клуб) был замечателен тем, что оказывал содействие как крупному, так и мелкому производству.

    В конце XIX — начале ХХ века торговые музеи занимали заметное место в жизни предпринимателей из Австрии, Германии, Англии, Америки. Поставив себе целью распространение сведений о том, как наилучшим образом, с минимальным риском и без лишних проволочек продать тот или иной товар в той или иной стране, торговые музеи вправе были рассчитывать на финансовую поддержку и деловых людей, и правительства. Ведь, по сути, они брали на себя функции посредников, всемерно способствовавших развитию экспорта.

    Советчик и помощник австрийских предпринимателей, он составлял для них всевозможные справки, снабжал их полезными изданиями, оказывал помощь при предъявлении исков, собирал для них коллекции товарных образцов. Учрежденный в 1874 году, этот музей поначалу существовал как частное предприятие. Только через 12 лет, показав себя в деле, он начал получать субсидию от государства.

    В 1895 году был открыт Филадельфийский торговый музей — самый крупный в мире. Он занимал 150 помещений и располагал научным, информационным, иностранным отделениями, а также коллекционным и переводческим бюро, технической и химической лабораториями, богатейшей библиотекой. Музей получал субсидии от города Филадельфия, от штата Пенсильвания и от американского правительства. Собственные средства Филадельфийского музея складывались из ежегодных взносов его членов и абонентов. Последних насчитывалось около тысячи.

    Знали ли в России о существовании этих и других, разбросанных по всему свету торговых музеев: больших и маленьких, правительственных и частных? Разумеется, знали. Откуда? Из газет и журналов, от людей сведущих. Знали, но явно не спешили с выводами — должно быть, до тех пор, пока в 1908 году не открылся музей товароведения при Киевском коммерческом институте. По-видимому, именно он пробудил у отечественных предпринимателей интерес к бизнес-музеям как таковым. Собранные за пять лет киевским экспериментальным музеем 20 тысяч предметов, находящиеся в его ведении справочное бюро и товароиспытательная станция, налаженные связи этого новообразования с русскими консулами в Лондоне и Нью-Йорке, а также с английским консулом в Киеве и японским в Одессе — свидетельства того, что у Киевского музея товароведения, к которому благоволили крупный сахарозаводчик М.И. Терещенко и Южно-русское общество торговли аптекарскими товарами, была перспектива роста…

    «…Наша отличительная черта всегда и везде опаздывать» — писал в 1916 году о нас, русских, профессор-политэконом И.Х. Озеров. Увы, уже шла Первая мировая война, когда стало известно, что в Москве организуется акционерное общество для устройства в разных городах империи национальных торгово-промышленных музеев.