Официальная версия событий

 А.С. Яковлев • 04 декабря 2015
После окончания войны советские конструкторы получили возможность вплотную заняться вопросами реактивной авиации.

    В декабре 1945 года перспектива развития нашей авиации неоднократно подробно обсуждалась в Центральном Комитете партии и правительстве. Во избежание отставания, особенно в области реактивной авиации, было решено принять срочные меры по улучшению опытного строительства новых типов самолетов, двигателей, оборудования и оказанию широкой помощи научно-исследовательским институтам.

    В конце декабря 1945 года была предпринята неудачная попытка подменить проведение радикальных мероприятий копированием в серии трофейного немецкого реактивного самолета Ме-262. Вопрос этот обсуждался в правительстве. Предложение было отвергнуто. Запускать в серию самолет Ме-262 было бы ошибкой. Во-первых, это была неудачная машина, сложная в управлении и неустойчивая в полете. Во-вторых, копирование «мессершмитта» отвлекло бы внимание и материальные ресурсы на эту машину и нанесло бы большой ущерб работе над отечественными реактивными самолетами, тем более что в этот период работа отечественных конструкторов реактивных самолетов шла успешно. Конструкторское бюро Микояна работало над двухмоторным истребителем МиГ-9. КБ Яковлева построило одномоторный истребитель Як-15, в декабре 1945 года он был уже на аэродроме, делал пробежки и подлеты. Причем МиГ-9 и Як-15 обещали быть легче по весу, проще в управлении, лучше по летным качествам и надежнее немецких самолетов. Их можно было гораздо быстрее освоить в серийном производстве.

    Отклонив предложение о копировании Ме-262, правительство приняло решение о всемерном ускорении выпуска Як-15 и МиГ-9, с тем чтобы они могли быть продемонстрированы на Тушинском параде 1946 года.