№ 17/17

«Кто-то теряет, кто-то находит...»

У меня двое детей, дочери — одиннадцать лет, сыну — пять. Изредка, гуляя на улице, они находят какие-нибудь вещи. Чаще обыкновенный хлам, а иногда кое-что и посолиднее: игрушки, линейку, ручки, монетки...

Находки они несут домой. На мой вопрос, где взяли, отвечают, что нашли. И я знаю, говорят правду. Но как быть с этими вещами? Выкинуть? Потребовать, чтобы положили на старое место? Я пробовала так: объясняла детям, что нужно поспрашивать у детей во дворе, не потерял ли кто из них вещь. Если же находка случилась в школе, то отдать ее учительнице.

Однажды Лена нашла детские очки, я велела ей написать объявление: может, найдется хозяин. Но он не нашелся.

Как же все-таки быть в таких случаях? Оставлять вещи себе? Но ведь они чужие. Запретить поднимать? А может, зря я мучаюсь. Все дети что-то теряют, а что-то находят. Это я слышала от многих родителей. В основном все относятся к этому спокойно. Я бы сказала, беззаботно. Но что-то удерживает меня от того, чтобы признать такую позицию правильной и следовать ей. Как же поступать?

Даже такие вдумчивые родители, частые детские находки называют, как правило, «хламом», тем самым как бы ставя под сомнение серьезность проблемы. Многие считают не заслуживающей внимания мелочью содержимое карманов детей. Но для истинного воспитателя каждая такая «мелочь» полна смысла.

Рассказывают такой случай: однажды Януш Корчак опоздал на лекцию в Институте специальной педагогики, объяснив это неотложными делами. На вопрос, что же это были за дела, Корчак ответил, что несколько часов подряд он сортировал и внимательно рассматривал грязные носовые платки детей. «Как много говорит такой носовой платок о личности каждого ребенка»,— сказал он удивленным слушателям. В записках этого замечательного польского врача и педагога, оставившего нам в наследство удивительную книгу «Как любить детей» и всей своей жизнью и смертью показавшего, как это надо делать, мы найдем великое множество наблюдений над подобными «пустяками» и «мелочами» детской жизни.

Вопрос о детских находках далеко не пустяковый. Всё, что наши дети находят, и то, что выпрашивают или обменивают и бережно хранят,— всё заслуживает самого пристального внимания со стороны взрослых.

Обычно дети находят что-либо чаще, чем взрослые, главным образом потому, что ищут специально; к тому же их понятие находки гораздо шире, чем у нас. Словом, к этому занятию они относятся очень серьезно!

Что такое находка для ребенка? Я спросил об этом учеников третьих-четвертых классов, ровесников Лены, чья мама написала в редакцию.

Ребята отозвались охотно, словно в благодарность за то, что взрослых заинтересовала эта, судя по всему, важная часть их жизни. Они были откровенны. Вчитаемся, вдумаемся...

«Мечтаю найти какой-нибудь инструмент: молоток или клещи».

«Нахожу элетродетали. трансформаторы, переключатели, ящики». «Ищу календарики, но не нахожу...»

«Я мечтала найти какого-нибудь зверька, например маленького хомячка. Но мама бездомных зверей не разрешает приносить. Я думаю, она разрешит хотя бы накормить зверька».

«Хочу найти красивую Иностранную ручку 12 цветов».

По этим откровениям уже угадываются детские характеры. И характер семейного воспитания тоже. Из многих ребячьих листочков в отдельную стопку я отложил вот эти:

«Один раз я нашла пупсика во дворе. Я его себе не взяла, а спросила всех девочек. Это пупсик был Океании...»

«У меня есть брат Коля. Ему пять лет. Однажды он гулял и нашел большую машину. Я говорю: «Где ты ее взял?» Он показал на дуб, сказал, что под деревом. Машина была хорошая, совсем новая. Я сказала: «Поспрашивай у мальчиков». Он стал спрашивать. Но все сказали, что не теряли. Вдруг он увидел мальчика, он плакал. Коля подошел к нему и спросил: «Что ты плачешь?» Мальчик сказал: «Я забыл, куда поставил свою машину...» Коля показал на машину: «Это не твоя?» Мальчик весело заулыбался и поблагодарил его».

«Я в лагере нашла ключ. Потом написала объявление и повесила его на дерево. Через два часа к нам зашла девочка. Я ей отдала ключ».

Молодцы и сами ребята, и взрослые, научившие детей так поступать. Радует, что и в семье Д. В. подобная ситуация хорошо послужила делу воспитания. Пусть не нашелся хозяин детских очков, которые подобрала девочка, но ребята получили запоминающийся урок: если нашел что-то, что может быть кому-то нужно, полезно, следует попытаться с помощью объявлений найти хозяина вещей.

К сожалению, далеко не всегда так бывает.

«Недавно я нашла красивую ручку, взяла ее себе, потому что рядом никого не было...»

Вы чувствуете, девочка оправдывается, вполне отдавая себе отчет в том, что лучше бы сделать попытку поискать владельца, а она этого не сделала... Значит, ей нужно еще раз разъяснить и доказать: не надо, естественно, разыскивать человека, потерявшего гвоздь или пуговицу, но каждая вещица, имеющая ценность для ее владельца, должна быть по возможности ему возвращена.

В классе или в небольшой компании найти хозяина очень легко. В школе лучше всего отдать находку нянечке в раздевалке. Если что-то найдено около магазина или в учреждении, то надо вернуть вещь или деньги туда: ищут ведь там, где потеряли. Дети должны знать, что на железнодорожных Вокзалах, в портах, таксомоторных парках существуют «столы находок». (В доме сирот Януша Корчака тоже был специальный «шкаф находок».) Совсем неплохо рассказать ребятам о том, какие ценные вещи туда передают в надежде, что отыщется их хозяин.

Но, к сожалению, среди родителей встречаются и такие, которые не поощряют ребят на эти разумные, правильные действия.

«В деревне я нашел десять рублей. Мама сказала, что у папы скоро день рождения, она добавит деньги и мы купим ему часы».

Удивительна и порочна родительская беспечность, когда, не желая детям зла, взрослые невольно сеют его в душе ребенка. Иной отец даже похвалит сына за «хозяйственность»: нашел и принес в дом нужную вещь. Расследование подростковых краж показывает: начало в большинстве случаев было положено в детстве, когда «находки» сына или дочери одобрялись и принимались родителями безоговорочно. Вспомнил знакомую семью, перед которой встал тот же вопрос: что делать с часами, найденными дочерью? Добросовестно, через объявления родители вместе с девочкой пытались найти хозяина пропажи. Он не откликнулся. Часы лежат в доме не месяц-два, а несколько лет. Их не носят, потому что не считают своей собственностью. Причем такое отношение к чужой вещи дается членам семьи без всяких нарочитых усилий, как норма поведения. Благородно, поучительно? Да, но все-таки, думается, правильнее, эффективнее для воспитания было бы вместе с ребенком отнести вещь в стол находок.

Есть дети, в основном это мальчики, которые довольно часто ищут деньги. Около кинотеатра, стадиона, большого магазина понаблюдайте внимательно за ребятами, которые глазами обшаривают полы и тротуары. Это — «искатели денег». Бывает что и находят. Ребенок любого возраста тяготеет к созданию собственного «бюджета». Конечно, мама дает и на завтрак, и на мороженое, но мало ли какие возникли потребности? Например, пополнить коллекцию новой маркой...

Где-то здесь проходит невидимая граница, за которой невинное детское накопительство переходит уже в неприятное: ребенок начинает не искать, а брать. Взрослый спрашивает: «Где взял?» И слышит стереотипное: «Нашел». Иногда ребенок под словом «нашел» подразумевает ситуацию, когда чужая вещь была без присмотра и он взял ее. «Я зашел в соседнюю комнату,— рассказывает-пятилетний Коля,— и нашел там маленькую машинку. Она мне очень понравилась, и я положил ее себе в карман». Частенько дети таким образом «находят» деньги в собственной квартире.

Итак, независимо от отношения к этому взрослых дети приносят домой то, что они «находят», «обменивают» или «получают в подарок». Приносят, приносили и будут приносить. Вопрос в том, как нам к Этому относиться.

«Когда я приношу гвоздь или железку, мама говорит: «Зачем ты собираешь всякую дрянь?» И еще говорит: «Ужас...»

«Когда Найду какую-нибудь проволочку, которая мне нужна, мама говорит, чтобы я выбросил...»

«Один раз я нашел ящик и хотел сделать кормушку для птиц, но его выбросили».

Детские находки могут дать нам возможность увидеть ребенка с неожиданной для нас стороны.

Часто дети несут с улицы в дом то, что выброшено взрослыми: поломанные, негодные и старые вещи. Заполняя свалки вещами, которые могут жить второй жизнью, мы подаем плохой пример небережливости, расточительности. Для человека «с руками» такие свалки — «золотое дно». Негативное отношение родителей к бесхозяйственности может проявиться в том, что они станут поощрять любое детское творчество, рукоделие, способное хотя бы частично продолжить жизнь выброшенных вещей. К. сожалению, при школах или ЖЭКах нет кружков «Золотые руки», где использовались бы поломанные или устаревшие вещи. Но разве дома мы, родители, не в силах преподать детям добрый урок?

«Если детская комната,— пишет Януш Корчак,— вопреки нашим запретам, так часто бывает мастерской и складом хлама, а значит, складом материалов для предполагаемых работ, не в этом ли направлении обратить нам поиски? Быть может, для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а воз полезного для здоровья желтого песку, изрядная вязанка палок и тачка камней...» «Воз песку и тачка камней» — это сложно для наших квартир, но у родителей, понимающих толк в воспитании, обязательно есть детский уголок с вещами, которые ценны ребенку (даже если они взрослым кажутся «барахлом») .

Один мальчик мне признался: «Мои находки дома внимательно рассматривают. Если они не нужны, их выкидывают». Вот только кому «не нужны»?

А вот за этих ребят нельзя не порадоваться.

«Я принес домой пилу со свалки и сказал: «Я буду пилить». Вообще у меня мама добрая, у меня даже есть свой уголок».

«Я нашел палку. Сначала она лежала у меня как «мертвый» груз, но потом я догадался сделать из нее вешалку для шнурков...»

«В песке мы откопали медный подсвечник, почистили, и он стал как новый».

«Я нашел на свалке швейную машину для бабушки».

Наверное, дома эту машину еще долго «доводили до ума» вечерами, в свободное время. И какими полезными для растущего человека были эти хлопоты!

Мои сыновья, когда были школьниками, тоже пытались, и не без успеха, превратить наше жилище в мастерские и склад. Доски, фанера, куски жести, пенопласта, гайки, гвозди, проволока — всё шло в дело. Все эти материалы добывались на свалках, хозяйский глаз не мог позволить им валяться. Вот вещи, получившие из рук наших детей вторую жизнь: два самовара, один из них — электрический, несколько утюгов, каркас для абажура, ящики, клетки, теннисные ракетки, дверные ручки и многое другое. Всё до сих пор исправно служит нашей семье. А их создатели унесли навыки бережливости во взрослую жизнь.

Можно сказать, страсть детей к находкам — явление возрастное. Может, не волноваться вообще? Не ломать голову? Но ведь воспитание растущего человека не терпит ни остановок, ни передышек. Стоит всмотреться внимательно, с какими приобретениями в характерах выходят наши дочки и сыновья из возрастной полосы невинных детских находок.

В. ЛАГУН

Дети (воспитание и забота)

  • Дети и спорт
    Многие родители считают своим долгом прививать детям любовь к спорту с малых лет. Однако к этому вопросу надо подходить с осторожностью — не все виды спорта одинаково полезны, особенно малышам.
  • Урок рисования
    Детям рисовать необходимо. Для маленького человека, как впрочем и для большого, это и самовыражение, и способ «сбросить» негативные эмоции. Педагоги утверждают, что именно рисование помогает ребенку развивать интеллект. А если чадо не хочет? Воспользуйтесь советами психологов.
  • Выбираем детский сад
    Многие современные родители настолько загружены, что принимают решение отдать ребенка в дошкольное учреждение. Детские садики с удовольствием примут малышей, научат их быть самостоятельными и подготовят к школе.
  • Рюкзак первоклассника
    Собрать ребенка в первый класс — задача непростая. И тетрадки-то ему нужны, и ручки-карандаши, и книжки умные, а самое главное — ранец.
  • Плохие слова
    Если ребенок «принес» домой нецензурное слово, с этим надо разобраться как можно скорее, чтобы его употребление не вошло в привычку.
  • Цена оценки
    Волшебного эликсира, позволяющего вложить в голову все необходимое, еще не придумали, поэтому учить все равно придется.
  • Идем в школу !
    Наконец-то ваш ребенок отправится в школу. Но чтобы учеба не превратилась в кошмар, ему нужно создать комфортные условия. Хотя бы дома.
  • Сила слабости и слабости силы
    Любому навязанному порядку дети будут сопротивляться тихо, но упорно. Мир детства потому и может считаться субкультурой по всем канонам культурологии, что обладает решающим свойством субкультур: он способен к самоорганизации и самовоспроизводству.
  • НЕ ПРИНЕСТИ ВРЕДА
    Нам много раз приходилось слышать вопрос: как получается, что в благополучной семье вырастают плохие дети? Нечестные, грубые, ленивые, эгоистичные...
  • НАСЛЕДНИКИ.
    В воспитании дворян в прежней России— буквально на бытовом уровне — существовали правила и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Они известны и сегодня.
  • На равных...
    Должны ли родители разделять вместе с воспитателями детского сада заботу о малышах? В чем заключается связь семьи и детского сада в воспитании ребят? Как может воспитатель добиться взаимопонимания с родителями?
  • ХОРОШО ЧИТАЕТ, ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
    Проблема совершенно реальна. Детей, хорошо и отлично подготовленных по чтению, немало. Родители вправе гордиться успехами своей дошкольной педагогики, но, к сожалению, в большинстве своем они склонны «почить на лаврах»
  • О ПОЛЬЗЕ ЗАВИСТИ
    Зависть — неправильная реакция на невозможность получить желаемое, смесь гнева и печали, агрессия, направленная на самого себя и окружающих. Если это повторяется часто или не прекращается никогда, то самые безобидные последствия — неврозы и глубокие комплексы неполноценности.
  • Острая ситуация.
    В чем же причина Алешиной агрессивности? Оказывается, у мальчика неправильный прикус. И для исправления его на зубах стоят металлические пластинки. Кто-то в классе обозвал его «саблезубым»... С этого все и началось.
  • ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ И ВОЗМОЖНОЕ
    Задача эта — развитие детских способностей. Чем раньше и отчетливее они проявляются, тем яснее кажется взрослым путь их дальнейшего совершенствования.
  • Сексуальная революция? В городе Шадринске ее не было
    Первый поцелуй, как правило, поступок чисто социокультурный — его совершают абсолютно сознательно и прежде всего для укрепления или повышения своего статуса.
  • Записки моей левой руки
    Родители, не терзайте маленького левшу своими требованиями! — присоединяюсь я к совету детских психологов. Лучше учить его не через глаза, а через тело — вставая за спиной и двигая его руками и ногами, словно это Пиноккио
  • Ручки, ножки, огуречик…
    Абсолютно у всех детей первый герой предметного рисунка — человек. Более того, общее развитие ребенка идет по тем же законам, по которым развиваются спонтанные рисунки, — только потому они и стали инструментом психологических тестов.
  • Скоро - в первый класс
    Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущего первоклассника.