Домашний праздник

Наталья КЛИМАНОВА • 16 июня 2015
Вот уже почти сорок лет я помню, как, проснувшись в день своего рождения, увидела сидевших рядом с кроватью знакомых кукол — всех в новых платьях, и это было для меня, маленькой, огромной радостью.

    Мама не могла в этот раз купить мне подарка, и она за ночь сшила старым моим куклам чудные платья, хотя не очень-то умела это делать.

    А сколько детей собирали у нас сеансы диафильмов! Было очень интересно смотреть и слушать папу, который читал за героев «на все голоса». А когда мы сами научились читать, то распределяли «роли», и получался целый спектакль. А еще были дни рождения и новогодние елки — обязательно в костюмах! И разные игры, и конкурсы, и маленькие сувениры — и все это столько лет в памяти. До сих пор хранятся карточки с заданиями, которые решали мои друзья детства, теперь их решают друзья моего сына...

    Пожалуй, хватит воспоминаний, и, если мне удалось вас немного заинтересовать, перейдем к «сценарию» домашнего праздника.

    Начну с того, что на наших праздниках обязательно бывают «призы». Это небольшие сувениры, которые я покупаю всегда, когда увижу,— календарики, красивые открытки, шарики, карандаши, резинки, переводные картинки, пластмассовые заколочки для волос, наборы маленьких пластмассовых зверушек, самолетиков, машинок... Годится все, что доставит детям радость.

    Вся наша двухкомнатная квартира к празднику преображалась. В комнате сына расставлялись наиболее интересные игрушки и игры, головоломки. В большой комнате мебель раздвигалась по стенкам, комната украшалась шарами, гирляндами, на стену вешалась «газета». С тех пор, как мы стали выписывать «Веселые картинки», а затем и другие детские журналы, в конце года мы с сыном вырезали из них все самое интересное — картинки-загадки, скороговорки и т. д. Наиболее крупные и забавные из них мы и наклеивали на большой лист бумаги, сооружая «газету».

    Заранее готовились приглашения — на самодельных или купленных в магазине открытках, которые сын раздавал друзьям.

    И вот наступает день и час праздника.

    Гости сначала проходят в комнату с игрушками и играми. Когда все в сборе, переходим в большую комнату. (Детей у нас в гостях бывает немало — человек 14—15, поэтому нам с мужем помогает одна из моих приятельниц-мам.) Здесь нас ждет первый аттракцион — «срезалка». На веревке, протянутой поперек комнаты, на длинных нитках висят завернутые в разноцветные бумажки сувениры, С расстояния 4—5 метров надо подойти с завязавшими глазами к облюбованному призу и срезать его ножницами. Ужасно интересно, что же удалось срезать, ведь пока не развернешь — не узнаешь. В угол ставлю корзину, куда можно складывать обертки, многие использую в следующий раз. Каждому раздаю большой конверт с написанными именем и фамилией, туда ребята складывают призы. Пока мы этого не придумали, они раскладывались кучками во всех мыслимых и немыслимых местах, путались, забывались. Тут же идет обмен— «индейчика» на заколку, шарик на собачку — в общем, сразу становится шумно, оживленно. Мама-помощница стоит за веревкой-«срезалкой» и подвязывает на место срезанных новые призы, мое же дело — руководить очередностью, завязывать глаза (можно надевать на глаза шерстяную шапочку), вручать ножницы, ну и, конечно, направлять какого-нибудь не очень удачливого игрока.

    Когда ребята подросли, онипродолжали с интересом играть в эту игру, только призы для них должны быть какие-нибудь шуточные — соска, ржавый винт, бельевая прищепка и т. д.

    Ну вот, остался последний приз, кто срежет его? Ура победителю, игра закончена!

    Как правило, задается вопрос: «А мы еще будем во что-нибудь играть?»

    Конечно, будем! Давайте-ка прилепим нос Буратино.

    На стене (или двери) заранее прикреплена нарисованная на плотном картоне мордочка Буратино — без носа, для которого очерчено место. Диаметр лица Буратино — приблизительно 30 — 40 см. Из пластилина заранее вылеплен нос, похожий на крупную морковь с широким основанием (чтобы лучше прилеплялся). Ребята должны с закрытыми глазами пройти 5—6 шагов и прилепить Буратино нос. Кто наиболее точно это сделает, тот получает приз. Эта игра популярна у детей 7—10 лет. Чтобы было не очень долго ждать своей очереди, можно аналогичным образом нарисовать Снеговика, а ребят разбить на две команды.

    А затем вдруг раздается звонок в прихожей, входит наш папа и говорит, что только что почтальон принес письма для ребят. Все получают по конверту, в каждом из которых три задания. Например, разрезанная на кусочки открытка, которую нужно правильно сложить, головоломка (найти выход из лабиринта) и две одинаковые картинки, в которых найти различия. Задания у всех разные, но однотипные, причем у более смекалистых чуть посложнее. Естественно, победители награждаются призами.

    К этому времени все уже достаточно проголодались, можно садиться за праздничный стол. Пока мы играли, наш папа успел его накрыть в меньшей комнате. Здесь мы тоже придерживаемся определенных правил: обязательно белая скатерть, самые красивые чашки, салфетки — все должно быть красиво! И еще: я никогда не делаю для детей салаты, не ставлю фруктовую воду. Только пеку множество разных пирожков, делаю сладкий пирог, ставлю конфеты, домашние печенья или пирожные. Конечно, готовя все это, я не вылезаю из кухни дня два, но зато как приятно видеть, с каким аппетитом все это поглощается! Когда ребята немного перекусят, гасится свет и вносится сладкий пирог с горящими свечами. Именинник их задувает, все разбирают по кусочку и говорят свои пожелания. Конечно, после чая на столе крошки, пятна, но это ничего, к следующему разу отстираю.

    Опять переходим к играм или танцам. Главное, чтобы не был потерян ритм праздника, чтобы никому не было скучно. Это не означает, что можно веселиться только «хором». Кто-то играет в «хоккей» в маленькой комнате, кто-то танцует, кто-то разглядывает газету.

    На входную дверь изнутри мы вешаем лист плотной бумаги, расчерченной карандашом на клеточки 25 на 25 см. Рядом кладем цветные карандаши. В течение вечера каждый гость может нарисовать что-нибудь на память, оставив свою подпись. Представляю, как им будет забавно увидеть свои детские рисунки лет в 16—17, будем хранить их!

    Далее мне хотелось бы описать еще несколько игр, которые несложно провести дома.

    Два съедобных одинаковых предмета — яблоки, сушки, печенья или конфеты — надо прикрепить к коротким швейным резинкам, а резинки привязать к протянутой поперек комнаты длинной резинке, как в «срезалке». Задача соревнующихся: съесть привязанное, держа руки за спиной. Это очень веселый шумный аттракцион, все обычно хотят в нем участвовать.

    На расстоянии трех метров Друг от друга ставим два стула спинкой к спинке. Между ними кладется веревка, концы которой проходят под сиденьями стульев. Двое детей садятся на стулья спиной друг к другу. По хлопку ведущего надо вскочить со своего стула, перебежать на другой, сесть на него и дернуть веревку. Выигрывает тот, в чьих руках окажется веревка. Победитель играет дальше, а на другой стул садится новый участник. Все встают в круг и под музыку передают друг другу какую-ни-будь небольшую мягкую игрушку. Ведущий внезапно останавли- вает музыку, и тот, кто оказывается с игрушкой в руке, из игры выбывает. Музыка снова звучит несколько секунд, и опять кто-то выбывает из игры и так — до победителя. Ребята встают или садятся в круг, а взрослый ведущий бросает кому-то из них мячик и задает смешной вопрос, на который отвечает не тот, кто поймал мячик и кому адресовался вопрос, а его сосед справа...

    Подобных игр можно придумать множество. Главное — надо все подготовить заранее, чтобы во время праздника легко переходить от одной игры к другой, так как ребятам однотипные игры быстро надоедают.

    Теперь об «интеллектуальных играх». У меня есть «волшебная» тетрадь, где собраны скороговорки, загадки, шуточные задачи, некоторые еще из моего детства. Можно поиграть в конкурс «скороговорников», а затем — задавать одну за другой загадки. Ответившему — очко, а чтобы это запомнить — дать ему пуговицу. Кто в конце игры наберет больше пуговиц — тому главный приз. Но вообще-то призы стараюсь раздать всем, даже за одну пуговицу, чтобы никому не было обидно.

    В заключение хочу сказать, что надо очень хорошо продумать весь праздник и все к нему приготовить заранее. Это должна быть «карусель» игр и развлечений, сюрпризов и призов, танцев и веселья, где взрослые участвуют наравне с детьми и все же весь вечер руководят ими. Очень важно, чтобы никто не остался обижен, если что-то кому-то не удалось в одной игре, обязательно должен отличиться в другой. С какой гордостью показывают ребята выигранные мелочи приходящим за ними родителям, как стараются сразу рассказать о всех своих успехах в этот вечер, который был праздником для всех! Родители качают головами и говорят нам обычно, глядя на своего счастливого ребенка: «Как это у вас все так здорово получается?!» А мы отвечаем: «Попробуйте, и у вас получится так же!»