№ 17/17

Терроризм — символ эпохи?

Эпоха — это то, что выстраивается вокруг ярких событий и крупных явлений. Великая Отечественная, хрущевская Оттепель, Перестройка — имена эпох. Терроризм все больше обретает шанс превратиться если не в символ, то в примету нашего времени.

Терроризм стал частью реальности, от которой нельзя спрятаться. А это означает, что мы обречены понять данное явление. У нас просто нет другого выхода.

Обратившись к истории, мы обнаружим, что терроризм — это хорошо забытое старое. История России второй половины XIX — начала XX века пронизана терроризмом: народовольческим, эсеровским, большевистским, анархистским, терроризмом националистических движений имперских окраин. Российская власть так и не смогла справиться с терроризмом. Это удалось большевикам. Идя к власти, они эффективно использовали тактику терроризма, а придя к власти, громили террористов в стане своих политических конкурентов со знанием дела.

Если же обратиться к современности, то обнаруживается: перед нами — сложное явление, связанное с такими вещами, как уровень жизни, политический режим, культура, стадия исторического развития общества и т.д. Постижению терроризма мешают привычки идеологизированного сознания. Что же увидим, если всмотримся в смысл этого явления?

Слова, обозначающие интересующее нас явление, — «терроризм», «террорист», «теракт», по своему исходному смыслу связаны с террором как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, как правило, являются силы, ставящие перед собой политические цели, — приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д. К примеру, в 1918 —1920 годах боевики партии эсеров осуществляли на территории РСФСР отдельные теракты, а власть большевиков проводила политику революционного террора. Если мы примем такое разделение на террор и терроризм, многие вещи проясняются. Государство может поддерживать терроризм в другой стране, может быть базой для террористов.

Террор — оружие победителя, стремящегося удержать свои завоевания. Терроризм — оружие силы, рвущейся к победе.Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая не при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы или до своего конца.

Здесь мы касаемся важного момента. Теракт нуждается в резонансе, поскольку сам он — послание, адресованное и власти, и обществу.

Независимо от того, погиб ли исполнитель или скрылся, ответственность за теракт берет на себя конкретная террористическая организация. Гласность и широковещательность теракта связана среди прочего с одним достаточно прозаическим обстоятельством: не только приток волонтеров, но и приток денег зависит от числа и качества терактов. Спонсоры терроризма вкладывают деньги в успешные предприятия.

Итак, теракт требует общенациональной, а в идеале — глобальной аудитории. Из этого следует первое условие возникновения терроризма — формирование информационного общества. Обращаясь к истории явления, некоторые авторы вспоминают о раннесредневековом исламском ордене асассинов, о политических убийствах эпохи Возрождения. Но все это — предыстория. Классический терроризм возникает в XIX веке в Европе. То есть ровно тогда и в том месте, где возникает общество, регулярно читающее газеты. И далее, чем мощнее становятся СМИ, чем более пронизывают собой общество, чем выше их роль в формировании общественных настроений, тем шире волна терроризма. По мере того как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в Интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности.

Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования. По мере разворачивания научного и технического прогресса техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.

Чем располагала Шарлотта Корде, убившая в 1793 году нежившегося в ванной Ж.-П. Марата? Кинжалом. А теперь? Пластид, винтовка с оптическим прицелом, гранатомет, компактная ракета класса «земля — воздух» и т.д., и т. д.

К сегодняшнему дню технологическая среда становится все более уязвимой. Все это расширяет потенциальное поле деятельности террористов.

Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества, изменением цены человеческой жизни и достижением некоторого уровня законности. Люди, далекие от истории и этнологии, склонны полагать, что базовые ценности, в том числе и ценность человеческой личности, отношение к жизни и смерти, которое они впитали с молоком матери, носят универсальный характер. А как же иначе? На самом деле, отношение к жизни человека, цена этой жизни, отношение к смерти своего и чужого, раба и свободного, простолюдина, царя, «слуг государевых», представления о том, кто, по какому праву и в соответствии с какими процедурами может осудить и лишить жизни другого человека, решительно различаются от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Мера гарантированности человеческой жизни существенно разнится от страны к стране.

Теракты скандализуют общество, явно свидетельствуют об остром неблагополучии, подрывают легитимность власти, вскрывают ее слабость и несостоятельность, подталкивают потенциально недовольных к активным формам сопротивления. Иными словами, теракт предполагает существование некоторого общественного договора. Если же общество никак не реагирует на акции террористов или объединяется вокруг власти, то терроризм утрачивает всякий смысл. Итак, современный терроризм возникает тогда, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с идеями ответственности власти перед обществом, закона и ценности человеческой жизни.

Четвертое условие терроризма — реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития общества. Они могут иметь самое разное измерение — политическое, культурное, социальное. Самые частые основания терроризма — сепаратизм, а также религиозные, этнические конфликты. Терроризм — существенный спутник модернизации. Страны, в которых размывается традиционное общество, рушится устойчивый мир и на место привычного бытия приходит пугающая неизвестность, более всего подвержены опасности терроризма. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания терроризма. Иными словами, терроризм — свидетельство кризиса, который переживает общество. История стран Западной Европы хорошо иллюстрирует эту закономерность.

Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого — ситуация Израиля и Палестинской автономии, где исламский мир сталкивается с выдвинутым в глубь Азии форпостом европейской цивилизации, а глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Поэтому культурно и стадиально однородные общества (Голландия, Швейцария, Канада) более защищены от терроризма, нежели те, в которых высокоурбанизированное население «мирового Севера» соседствует с патриархальным обществом «мирового Юга», переживающим самые болезненные фазы размывания. Соответственно, широкая миграция жителей «мирового Юга» в страны Западной Европы, наблюдающаяся в последние десятилетия, создала в Европе очаги потенциального терроризма.

Сказанное поможет объяснить парадокс односторонней направленности терроризма в Израиле. Почему граждане Израиля не взрывают бомбы в Палестине? Напрашивающийся ответ увязывает это с соотношением численности населения. Нескольким миллионам израильтян противостоит бескрайний арабский мир. На самом деле, проблема значительно глубже. Суть дела в том, что общество Израиля вышло из той стадии исторического развития, когда терроризм представляется допустимой практикой. В конфликтах представителей разных культур часто возникают ситуации, когда симметричный ответ становится невозможным. Нельзя, как повествовалось в старом анекдоте, в ответ на съедение «нашего» посла съесть посла страны, в которой произошел этот печальный инцидент. Ответ может быть предельно жестким, но не может быть симметричным.

Можно найти примеры победы дела, на стороне которого выступают террористы, в национально-освободительных и сепаратистских движениях. К примеру, к методам террора прибегали создатели Польского государства и государства Израиль, Палестинской автономии и Северной Ирландии. Но неизмеримо чаще силы, стоящие за террористическими движениями, проигрывали. Это связано с тем, что терроризм — оружие слабых, то есть тех сил, которые не пользуются решающей поддержкой большинства населения. В противном случае политические силы, прибегающие к тактике терроризма, приходят к власти в рамках легального политического процесса или совершают победоносную революцию.

Терроризм возникает в Европе и расходится по всему миру по мере разворачивания модернизации. Европейская цивилизация породила современный терроризм, она же и изживает это явление. Терроризм присутствует еще в реальности Страны Басков, Северной Ирландии, на Балканах, трагические события происходят в нашей стране, но в целом Европа выходит из эпохи терроризма. Он маргинализуется, оттесняется на периферию общественной жизни, становится оружием иммигрантов. За прошедшие сто пятьдесят лет отношение к терроризму в европейских обществах претерпело глубокую эволюцию. Распад европейских империй, политическое преобразование государств, создание механизмов демократической трансформации обществ и разрешения конфликтов, утверждение либеральных ценностей, наконец трагический опыт терроризма привели к кардинальным сдвигам в ментальности.

Параллельно с этим шел процесс адаптации государства к феномену терроризма. Правительства европейских держав, впервые столкнувшиеся с терроризмом, явно были не готовы к этому вызову. Так, численность спецслужб дореволюционной России была смехотворно малой по сравнению со спецслужбами СССР и явно недостаточной для решения поставленных задач.

Полтора столетия борьбы с терроризмом не прошли даром. Накоплен огромный опыт, и сегодня эта работа идет гораздо эффективнее. Хотя в ней случаются и успехи, и провалы. Тридцать лет назад, во время Мюнхенской олимпиады, антитеррористическая операция, проведенная некомпетентными германскими полицейскими, привела к гибели всех девяти заложников. Дальнейшая хроника борьбы с терроризмом знает и блестящие операции (1996 год — штурм японского посольства в Перу, захваченного террористами из движения имени Тупака Амару, где в ходе штурма погиб один заложник, причем погиб от инфаркта), и откровенно неудачные акции (1985 год — операция египетского спецназа на Мальте, попытка освободить захваченный террористами самолет привела к гибели около шестидесяти пассажиров, при том что на борту их находилось менее сотни).

За последние сорок лет терроризм все более осознается как один из вызовов цивилизации, как практика, которая отвергается всем цивилизованным миром. Число государств — спонсоров терроризма последовательно уменьшается. Однако современный терроризм — это целая индустрия. Для него необходимы значительные финансовые ресурсы, опытные инструкторы, лагеря подготовки террористов, шпионская сеть, обеспечивающая внедрение, подготовку на месте и т.д. В современном мире террористические организации, утратившие государственную поддержку извне, как правило, проигрывают.

Однако по-настоящему изживаемые явления уходят из жизни тогда, когда над ними вершится нравственный суд общества. Когда люди осознают, что нечто, вчера еще приемлемое, привычное и допустимое, недопустимо никогда и ни при каких обстоятельствах.

Терроризм не относится к арсеналу политических, социальных или религиозных целей, терроризм относится к арсеналу средств. Проблема соотношения цели и средства давным-давно нашла свое разрешение в философской и нравственной мысли. Вот оно: самая святая и безусловная цель не в состоянии осветить и оправдать безнравственные средства. Важно осознать: не бывает «плохого» или «хорошего» терроризма. Российское общество переболело сочувствием к терроризму. В 1878 году террористка Вера Засулич была оправдана судом присяжных, и этот вердикт был восторженно встречен общественностью.

Общество, вынесшее оправдательный приговор террористке, получило свое — десятилетия большевистского террора.

Важно осознать: терроризм противостоит базовым либеральным ценностям и отрицает две сущности — зрелую европейскую цивилизацию (покоящуюся на идеях права, свободы и ответственности человеческой личности) и его социальную оболочку — государство.

История — это нескончаемый и драматический процесс изживания вчерашних представлений и обычаев, дальнейшее существование которых несет угрозу человечеству. Наши предки изжили людоедство, кровную месть, частную войну, работорговлю и пиратство. Борьба за окончательное изживание терроризма — историческая задача нашего поколения. Борьба эта только разворачивается.

Закрытое общество Советского Союза наблюдало за ней со стороны. Демократическая Россия оказалась если не в эпицентре, то в пространстве борьбы за изживание практики терроризма. На этом пути нас поджидают свои, специфические опасности — не свалиться в ксенофобию, не утратить демократические завоевания последнего десятилетия. Будем помнить: терроризм — испытание, выпадающее на долю свободного и демократического общества. Одна из самых потаенных целей террористов — столкнуть страны Запада с устойчивой траектории их исторического развития.

Победить терроризм — не значит уничтожить террористов. Победить терроризм — значит уничтожить идею терроризма, привести мир к пониманию неприемлемости этой страшной практики. Общество, разворачивающее борьбу с терроризмом под лозунгом «Око за око, зуб за зуб», проигрывает с самого начала. Нам же необходима победа.

Игорь Яковенко

Политика и социология

  • «В реальности» и «на самом деле»
    Российский распределенный образ жизни функционирует так, чтобы ограничивать вмешательство государства в бытование его граждан. Он выполняет функции гражданского общества, таковым не являясь.
  • «Российская научная эмиграция»
    Пессимизм сегодня полезен нам как горькое, но необходимое лекарство. Если что и противопоказано нам, так это бездумный оптимизм, жертвой которого наша страна как раз и стала в недавнем прошлом.
  • Когда пустыня наступает
    Сегодня деградация почв, подверженных засухе, коснулась более трети всех территорий на планете. Примерно одному миллиарду человек приходится бороться с ее последствиями.
  • В поисках лица «террористической национальности»
    До сих пор в США ищут человека, рассылавшего споры сибирской язвы. Психологи попытались составить его портрет – описать «лицо террориста» по его деяниям.
  • В чем ошибся Хантингтон?
    Цивилизации возникают тогда, когда появляется город, письменность, государство, то есть позже культуры. Сама культура, особая форма организации деятельности человека, возникает вместе с человеком в акте антропогенеза.
  • Киотский протокол спасен
    На конференции в Бонне международное сообщество заложило основу для спасения Киотского протокола. Теперь есть надежда, что он будет ратифицирован еще до начала всемирного саммита по окружающей среде, который пройдет в сентябре этого года в Йоханнесбурге.
  • Вечные мифы России
    Современный российский интеллигент привычно умиляется, обнаружив у Бердяева или Щедрина сегодняшние проблемы, да еще изложенные «удивительно современным языком».
  • Кризис американской семьи.
    ...По просторному коридору бродит молодой человек. Он ищет отдел, ведающий выселениями. Ранним утром домовладелец без всякого предупреждения выбросил вещи его семьи из квартиры и запер двери.
  • Нужны ли мы будущему?
    Технологические прорывы последних лет в робототехнике, генной инженерии и нанотехнологиях несут реальную угрозу роду человеческому, ставят его под угрозу исчезновения – таков исходный тезис Анатолия Мерцалова в его тревожных размышлениях о будущем Homo sapiens.
  • К нам едет президент. Лизнем?!
    В одном из регионов появился новый сорт мороженого - эскимо «Президент». Налажено производство ковров с портретом нынешнего премьера В.В. Путина, в магазинах Москвы появился шоколадный портрет премьера.
  • Слыть миротворцем — или быть им?
    Во многих случаях, сталкиваясь с представителями других культур, вызываем ненависть к себе, потому что ведем себя, с точки зрения местных жителей, надменно, беспринципно, рассматривая иные народы как недостаточно развитые.
  • Рефлексивный подход — знамение времени
    Имеет ли Россия шанс на прорыв в области интеллектуальных технологий и сможем ли мы использовать этот шанс, покажет время. Хотелось бы не упустить этот шанс, спровоцировать этот прорыв и превратить Россию из экспортера природных ресурсов в экспортера интеллектуальных технологий.
  • На южном фронте без перемен
    Когда-то Ближний Восток не раз становился ареной сражений христиан и мусульман. Последняя крупная война разразилась почти столетие назад: Левант и Аравия стали частью мирового театра военных действий.
  • Между Севером и Югом
    О взрывах в Нью-Йорке говорили, что не могли эти люди организовать диверсию кустарным способом, в этом обязательно принимало участие какое-то государство, потому что необходима длительная подготовка и большие средства…
  • Что лучше: быть богатым, но больным или бедным, но здоровым?
    Западная цивилизация, а за ней и весь остальной мир идут в тупик. И по очень понятной и даже банальной причине: пряников на всех не хватит.
  • И снова никто не хотел умирать
    Футурологи относительно нового столетия были настроены пессимистически задолго до взрывов в Нью-Йорке. В основных сценариях на тридцать — пятьдесят лет вперед нет «конца света», но предсказаны масштабные конфликты вплоть до мировых войн по причинам самым разным.
  • Дивный дар Сороса
    Джордж Сорос протянул нам руку помощи тогда, когда мы больше всего в ней нуждались. Его фонды поддерживали нашу научную работу и само наше существование в самые тяжелые годы реформ.
  • Ключевая фигура — завлаб!
    Разумеется, оставшиеся в России действующие (или старающиеся действовать) ученые виноваты в своей участи не больше, чем жертвы сталинизма. Ученый — это нежное растение, которое надо выращивать, поливать и защищать от паразитов. Только после этого общество может ждать от него урожая.
  • Стакан — полупуст? Или — полуполон?
    В начале девяностых годов мы еще могли развернуть страну к демократии и гражданскому обществу, а теперь такого выбора у нас уже нет, и мы почти планомерно движемся к воссозданию государственно-центричной матрицы развития.
  • Ассасины, или Люди гашиша
    Странную работу совершает память. Из ее глубин всплывает имя ассасинов — секты старинных убийц, некогда возникшей на мусульманском Востоке. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них.
  • У них и у нас
    Термин «общество потребления» относится, меж тем, не ко всякому разбогатевшему народу, а лишь к одной определенной системе, по которой эти богатства начинают циркулировать. При этом речь идет не об экономике, а о социальной организации, которая возникла на этой базе.
  • Будущее — за «умными» компьютерами
    Джастин Раттнер особо остановился на проблеме хронического отставания России от развитых западных стран в сфере высоких технологий, в частности, в компьютерах.
  • Человек Возможный
    У Компьютерных Игр пока еще парадоксальный культурный статус. С одной стороны, они еще раздражают, особенно носителей «высокой» культуры в ее традиционном понимании. С другой — ух-х-х как притягивают! Занятие-то давно перестало быть примитивным.
  • Моя игра, его игра…
    А как относится к компьютеру современный математик или физик? Прежде всего, как к очень быстрой почте: любую информацию от коллег, рассеянных по всему земному шару, можно получить за считанные минуты или часы.
  • Повторение пройденного
    Существует мнение, что человеку незачем копаться в историческом прошлом. Надо, дескать, жить настоящим и, само собой, надеяться на лучшее будущее. Но надежды, увы, то и дело спотыкаются об известный афоризм М.М. Жванецкого: «Что толку смотреть вперед, когда весь опыт сзади?».
  • Миры в столкновениях, века в хаосе
    Речь пойдет о грандиозной попытке заново перечитать Библию. Попытке, которая привела к построению теории, переворачивающей все наши привычные представления об эволюции Солнечной системы и истории человечества.
  • Закрома осени ждут чайота
    Многие считают, что пришло время новой «зеленой революции», но повторить успех не просто. Прежние возможности исчерпаны. В наше время, чтобы бороться с голодом, надо точно представлять себе, как можно победить его в каждой отдельно взятой стране.
  • Космическая станция пожирает своих создателей
    Что же произошло? Во многом виновата Россия. Идея космической станции родилась на пике холодной войны, когда явное лидирование России в космосе (которой ведь не важно, что ее гражданам нечего есть, — «зато мы делаем ракеты») превысило терпение американцев.
  • Взгляд третьей стороны
    Европейские участники проекта очень раздосадованы сокращением бюджета МКС. Их программа исследований пострадает сильнее всего: например, не состоятся намеченные ранее биотехнологические и физические эксперименты.
  • Противоракетная оборона в прошлом и будущем
    Россия в ближайшие годы не сможет выделять значительные средства на работы в области ПРО. Имеющиеся ресурсы целесообразней направить на значительно более насущные задачи: реформы в армии, оснащение современным оружием сухопутных войск и совершенствование баллистических ракет.
  • Неуловимая русская мафия
    Миф о «русской мафии», жестокой и неуловимой, тревожит сон американцев. Он дает сенсации журналистам и дополнительное финансирование полиции. Благодаря ему русским эмигрантам трудно найти работу и снять квартиру.
  • Путь к островам вечной молодости?
    «А знаете ли, что единственное не понравилось мне в Америке? — впервые встречает нас вопросом Андрей, наш сегодняшний гость, вернувшийся после десяти лет работы во Флориде. — Это отношение к родителям.
  • Совещание вольнодумцев
    Сократические чтения по географии, состоявшиеся в Старой Руссе, живописнейшем старинном городе в ста километрах от Великого Новгорода, были посвящены проблеме «Россия в современном мире: поиск новых интеллектуальных подходов».
  • Трагическое заблуждение академика Вавилова
    Вавилов ничего не видит и не слышит. Несерьезная бравада пролетает мимо его ушей, ошибки в методике остаются незамеченными, нечисто поставленные опыты не задерживают на себе внимание.
  • Понемногу о многом
    В начале ХХI века совсем иная задача беспокоит инженеров, проектирующих транспорт, нежели одно-два столетия назад. Тогда их заботило, как связать разделенные пространством города и страны. Теперь — как соединить отдельные городские районы, разобщенные… избытком транспорта.
  • Семья
    Лет тридцать назад социологи останавливали на улице прохожего и спрашивали его: «Кто ты?». Он сначала пытался понять, чего от него хотят, но никто ничего не объяснял, и приходилось отвечать так, навскидку.
  • Семейный ресурс
    Почти полтораста лет тому назад немецкий социолог Фердинанд Теннис написал бессмертное произведение под названием «Община и общество»: наша цивилизация переходит от традиционности к современности.
  • Симбиотическая пара
    Сегодня я готов повторить твердо только одно: мы и до сих пор по большому счету не понимаем, куда движется семья, ради чего она движется, каков эволюционный смысл развития семьи.
  • Кризис кончился — эволюция продолжается
    В беседе с нашим корреспондентом Анатолий Григорьевич рассказывает, как, на его взгляд, меняется семейная жизнь.
  • Когда текст обретает смысл
    На наших глазах происходит коллапс мира печатного слова. При цене дельной книги (вузовского учебника, справочника, словаря), равной примерно одной минимальной заработной плате, покупка книг становится экстравагантным поведением, которое может себе позволить незначительное меньшинство относительно хорошо обеспеченных людей.
  • Ученые исследуют Коран
    Коран до сих пор по-настоящему не изучен, нет широких научных исследований, как, например, по истории иудаизма и текстам Ветхого Завета. Тем не менее и сегодня в отношении истории Корана и самого ислама уже предложено несколько оригинальных и увлекающих воображение научных гипотез.
  • Рождение дела
    Новую жизнь начинают с понедельника или с Нового года. Россия свою новую жизнь начала не со столь точной временной вехи — в смутную пору на рубеже 80 — 90-х годов прошлого века. Этот рассказ о том, как удалось перековать мечи на орала или, точнее, противоракетный щит на мобильник.
  • В фокусе Туринской плащаницы
    Многие годы мы слышали о Туринской плащанице, но мало кто представлял себе грандиозный масштаб развернувшейся вокруг нее дискуссии. Теперь эта проблема живо обсуждается и в нашей стране
  • Гибель корабля «Аполлон-1»
    27 января на стартовой площадке 34 космического Центра имени Кеннеди во Флориде проводилась генеральная репетиция предстоящего полета. Корабль «Аполлон-1» пристыковали к ракете-носителю «Сатурн». Астронавты должны были подняться на борт корабля в полном обмундировании.