Священная книга археологов — Библия

Александр Волков • 15 октября 2016
Вот уже полтора столетия историки и лингвисты собирают отдельные факты, из которых складывается мозаика подлинных событий, скрытых за пышной декорацией библейских мистерий и мираклей.

    Этим летом я побывал в библейской стране. Меня не удивляли «дороги каменистые и трудные», готовые «то извиваться по крутизнам, то спускаться в глубокие овраги» — они напоминали мне описания, оставленные паломниками прошлых веков. В сухие и пыльные дни жары я нашел убежище вдали от своего жилья, скрываясь там, где росли оливы, ливанские кедры и пинии — настоящий ботанический сад. В этой стране — не в пример телевизионным кадрам — было спокойно и мирно. Все встречные были веселы и согласны друг с другом, проводя целые дни на береговых камнях или плавая в небольшой бухте. В этой древней стране, где ум и душа словно смотрят сказочный сон, люди еще не знали, а скалы, наверное, забыли, что здесь могла разыграться одна из самых известных сцен Библии — всемирный Потоп.

    Эта страна — Украина, ее крымский берег.

    В бархатный сезон 2000 года, пока последние отдыхающие заселяли Евпаторию, Гурзуф и Алупку, на другой стороне моря американский подводный исследователь Роберт Баллард изучал окрестность Синопской бухты. Его увлекла популярная в последние годы гипотеза, гласившая, что семь с половиной тысяч лет назад воды Средиземного моря внезапно затопили перешеек, отделявший их от Черного моря — тогда еще пресноводного озера. Под воду ушло свыше 100 000 квадратных километров суши. Баллард, в самом деле, нашел тому доказательства. Теперь, приезжая в Крым, я буду вспоминать праведника Ноя…

    Как легко легендарное вписывается в приметы пейзажа! Лопата археолога или математический расчет геологов так же ведут к постижению отдельных смыслов Библии, как и благоговейная молитва. Истории, ставшие каноном, — это лишь отзвук эха, разнесшегося после падения камешка-факта. Где-то, в глубине земли или моря, эти камешки ждут своих исследователей, готовых их истолковать.

    Еще С.Н. Булгаков писал, что Библия — не только «вечный Символ», раскрывающийся вере, но и «просто книга, доступная научному изучению».

    От моря Черного до моря Чермного ведут пути археологов, для которых Библия — важный источник сведений о политической истории и культуре народов Ближнего Востока во II-I тысячелетиях до новой эры. Близ Чермного, то есть Красного, моря в древности лежала страна царицы Савской, в последнее время привлекающая пристальное внимание археологов…

    Однако наше путешествие грозит затянуться. Подобно Моисею или такому же легендарному персонажу эпохи «народов моря» — Одиссею, мы блуждаем, словно не в силах ступить на Святую землю. Воистину, описывая любую ее пядь, путешествуешь по временам и народам. Здесь соседствуют памятники палеолита и бронзового века, гиксосов и египтян, евреев и филистимлян, римлян и византийцев, арабов и крестоносцев, Израиля, Иордании, Сирии. Здесь возникли первые города; здесь находятся святыни трех величайший религий: иудаизма, христианства, ислама. Это — Музей истории цивилизаций под открытым небом, великий памятник человечества, где недопустимо ведение любых военных действий.

    Археологическим путеводителем по этому краю стали руины древних поселений, остатки керамики, а также иероглифические сообщения, сохранившиеся в Египте, клинописные архивы, найденные в Сирии и Месопотамии, — и Ветхий Завет.

    «Библейские тексты являются историческим документом» — таково общее мнение археологов, ведущих раскопки в Иерусалиме и Иерихоне, Асоре и Мегиддо, Самарии, Гезере, Сихеме и многих других городах. «Племенной (и вообще архаичный) мир хранит достоверные в своей основе устные предания, касающиеся его истории веками, если не тысячелетиями», — писал по этому поводу российский историк А.А. Немировский.

    Целый ряд вопросов интересен археологам, изучающим древности Святой земли: начало «неолитической революции»; жизнь в Палестине в эпоху медного и раннего бронзового века; переселения кочевых народов в начале II тысячелетия и последующий расцвет ханаанейских городов; события 1200 — 1000 годов до новой эры, совпадающие с движением «народов моря»; наконец, эпоха единого Израильского царства. Это — наиболее мифологизированная часть Библии; тем интереснее знать, что скрывается под пластами легенд.

    Около 10 тысяч лет назад Палестина оказалась в центре «неолитической революции». Ряд ученых сравнивают это событие по его важности с самим фактом выделения человека из животного мира. От охоты и собирательства люди перешли к занятию сельским хозяйством. В те времена они старались селиться там, где хватало корма для выпаса скота, а также воды для выращивания зерновых культур. Именно этим прельщал «Плодородный полумесяц» — вытянувшаяся в виде серпа территория от Египта и Евфрата, включавшая Палестину. Лишь позднейшие изменения климата «изгнали» людей из этого Рая и заставили в поте лица добывать хлеб.

    Палестина, как Центральный Иран и Юго-Восточная Турция, обладает запасами меди. Ее добыча началась в V тысячелетии до новой эры. Рудники лежали на Синайском полуострове, а также между Мертвым и Красным морями. В последние годы в горах близ Мертвого моря не раз находили крупные клады: предметы из меди и слоновой кости, относящиеся к IV тысячелетию. Очевидно, их прятали при угрозе вражеского вторжения. В начале девяностых годов в пещере Нахаль-Квана были найдены золотые кольца. Это — древнейшие изделия из золота на Ближнем Востоке.

    В начале III тысячелетия до новой эры в Палестине и Сирии появляются города: Мегиддо, Беф-Шан, Рас-Шамра, Тирза… Начинается «городская революция», являющая, по словам А. Меня, «рубеж исторического и доисторического миров». В каждом городе непременно есть храм. В Палестине, как и в Шумере, храм был также экономическим и властным центром. Наряду с крупными городами открыты сотни сельских поселений.

    Однако выгодное положение Палестины — на перекрестии торговых путей — издавна привлекало захватчиков. Это обусловило ход ее истории: краткие периоды мира перемежались все новыми потрясениями.

    В 2300 — 2000 годах до новой эры Западная Палестина переживает «кризис городов». Все они покинуты и опустошены. Назывались разные причины: походы фараонов VI династии, вторжения кочевников-аморреев, а также резкое изменение климата — оно подточило самые основы хозяйства. По мнению немецкого историка Хартмута Кюне, можно допустить, что все городское население снова «номадизировалось». В перерывах между кочевьями люди жили в мелких, неукрепленных поселениях. Конечно, следы их трудно обнаружить. Правда, против последней гипотезы говорит то, что вдали от приморских районов, за Иорданом, где засуха должна была сказаться сильнее, города сохранились.

    Возможно, полагает российский историк Н.Я. Мерперт, ответ даст библейская традиция. В Книге Бытия (14, 1-12) рассказано о войне «четырех царей против пяти». В ней сражались цари Содома, Гоморры, Елама… Быть может, руины городов Нумейра и Баб эд-Дра, открытые недавно на восточном побережье Мертвого моря, остались именно от той эпохи? «Зафиксированная народной памятью» трагедия «была претворена в легендарную форму и веками передавалась» изустно.

    Кризис в Палестине совпал с Первым распадом Египта, вторжением кутиев в Двуречье и разгромом Эблы аккадской армией. «Процветающая иерархическая система города-государства, экономика, обусловившая прибавочный продукт, далекие торговые связи сменены эгалитарным обществом, базирующимся на скотоводстве и земледелии без четко определенной политической системы», — писал Н.Я. Мерперт.

    Лишь новое вторжение — теперь семитоязычных ханаанеев — возродило городскую культуру. Они поселились на плодородных землях, а по соседству с ними многие века жили кочевые и полукочевые племена скотоводов-аморреев: «Аморреи живут на горе, Ханаанеи же живут при море и на берегу Иордана» (Чис. 13, 30). Города хорошо спланированы, обнесены мощными стенами и украшены огромными дворцами. Они напоминают сирийскую Эблу, месопотамский Мари, египетский Аварис. Храмы высятся там же, где прежде.

    К этой эпохе относятся библейские рассказы об Аврааме, Иакове, Иосифе. Уже давно их связывают с переселениями кочевых племен, именуемых гиксосами. Около 1650 года до новой эры они вторглись в ослабленный смутами Египет и захватили власть. Возможно, это событие отразилось в предании об Иосифе, который стал «владычествовать над всею землею Египетскою» (Быт. 45, 26), а также в рассказе о переселении его отца, Иакова, и его братьев «со всем, что у них» (Быт. 47, 1) в землю Гесем (Египет) — плодородную землю в дельте Нила близ города Аварис, столицы гиксосов.

    Около 1580 года до новой эры правитель Фив Яхмос изгнал гиксосов из Египта и основал Новое царство. Пришлые еврейские племена были порабощены египтянами. В Библии сказано: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исх. 12, 40).

    Власть фараонов распространилась на Палестину. Во всех городах от Газы до Беф-Шана пребывали египетские наместники, надзирая за местными царьками. Земля хананеев превратилась в страну, «где течет молоко и мед» (Исх. 3,8). Торговали с отдаленными странами: с Микенами, Критом и Кипром, привозя оттуда красивую керамику. Палестина была богата, тому порукой — пышное убранство местных дворцов. Тем временем стены крепостей ветшали, никто не заботился об их обновлении.

    Около 1200 года до новой эры побережья Ближнего Востока, Малой Азии и Египта подверглись нападению «народов моря». В Палестине наступило безвластие. С севера и востока сюда вторгаются израильские племена, с моря — филистимляне. Переселение евреев было длительным событием и не напоминало военный поход, описанный в Книге Иисуса Навина. Сперва пришельцы расселялись в пустынных нагорьях. Они вели полукочевой образ жизни, спускаясь в конце лета в плодородные долины, где пасли свой скот на сжатых полях. Они появлялись в городах, приходили на торжища, постепенно усваивая язык и культуру ханаанеев. Они переняли у них навыки строительства, металлургии и изготовления керамики. В последние десятилетия были открыты сотни небольших поселков в Галилее, Негеве, Заиорданье, близ Мертвого моря. Кое-где найдены надписи: на сосудах, печатях, наконечниках стрел. Одна из таких стрел, судя по надписи, принадлежала некоему «сыну Анафову»; он упомянут также в Книге Судей (3, 31).

    Поначалу между местными жителями и переселенцами вряд ли возникали столкновения. Сражаться с колесницами ханаанеев кочевники не могли. Они мирно занимали земли, вовсе не стремясь «побивать все дышащее» (Нав. 11, 11). Лишь со временем, твердо обосновавшись в отдельных районах Палестины, израильтяне начали нападать на расположенные рядом города. Завоевание Палестины длилось свыше двух столетий. Иерусалим пал около 1000 года до новой эры. Еще «Книга Иисуса Навина» признавала, что «Иевусеев, жителей ерусалима» не могли изгнать израильтяне, «и потому Иевусеи живут… в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав. 15, 63). Это — «город иноплеменников» (Суд. 19, 12).

    История Х века до новой эры — это история единого Израильского царства.
    Она подробно описана в Библии, хотя, как отмечает израильский ученый А. Мазар, «именно для эпохи трех царей — Саула, Давида и Соломона — археологические свидетельства весьма скудны». Без Библии мы ничего не знали бы об этих царях.

    От эпохи Саула известен лишь один памятник: угол крепости в семи километрах к северу от Иерусалима. Предположительно, это — Гива Саулова (1 Цар. 11, 4). Завоевания Давида подтверждают лишь некоторые находки в Иерусалиме, а также скромные поселки, возникшие на руинах разрушенных городов. Отметим, что в 1994 году израильские археологи обнаружили в крепости Дан, к северу от Генисаретского озера, базальтовый камень с надписью, сделанной в IX веке. Одна из ее тринадцати строк вызвала сенсацию:«…из дома Давидова. И я сотворил…». До сих пор, кроме Библии, «у нас не было ни одного доказательства того, что Давид действительно существовал», — так прокомментировал находку израильский археолог Михаил Дайаги.

    Главные постройки Соломона известны лишь по библейским текстам. Знаменитый храм в Иерусалиме, судя по его описаниям, напоминает храмы бронзового века в Эбле, Мегиддо, Сихеме. Его даже строят из того же материала — ливанского кедра, — из которого возводили свои святилища ханаанеи и филистимляне. Такая деталь храма, как «херувимы, простиравшие крылья над местом ковчега» (3 Цар. 8, 7), напоминает мотив, распространенный в искусстве ханаанеев, финикийцев и сирийцев. Перед храмом высились две колонны — как и перед ханаанейским святилищем в Асоре. Сам храм не раскопан и даже не доступен для исследования, поскольку на его месте стоит теперь мусульманская святыня — Харам эс-Шариф.

    Не найден дворец Соломона (3 Цар. 7, 1-12). Однако, по описанию, он напоминает памятники Тира, Сидона, Гезера, Мегиддо, Асора. Зато в Телль Келейфе (Эйлат) обнаружены мощные укрепления. Возможно, здесь находилось хранилище для товаров, доставленных из Южной Аравии, — золота, серебра, слоновой кости. Здесь же, «при Елафе, на берегу Чермного моря», могли строиться корабли Соломона (3 Цар. 9, 26-28).

    Увы, время, отведенное мне на скитания по страницам текста, подходит к концу, а я так и не побывал в Палестине Иеремии и Иезекииля, братьев Маккавеев и Иисуса Христа. Что ж, мне остается лишь застыть у предела Земли Обетованной и глядеть вдаль, на страну-памятник.

    Р.S. Непременно упомяну книги, которые позволили мне совершить путешествие по Святой земле: E.Gorys. Das Heilige Land (1989) — это подробный и хорошо иллюстрированный отчет об археологических памятниках Израиля — и «Очерки археологии библейских стран» — книга, написанная профессором и лауреатом Государственной премии Н.Я. Мерпертом и выпущенная в 2000 году Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея.

    Израиль — край египетских памятников

    В самом деле, если вы хотите ознакомиться с древностями египтян, почему бы не поехать в Израиль? Ведь на протяжении сотен лет эта земля была цветущей окраиной страны фараонов. Так, в местечке Беф-Шан, в ста километрах от Хайфы, когда-то располагалась египетская крепость. Около 1450 года здесь был построен храм Тутмеса III c большим ступенчатым алтарем, а позднее — храмы Аменхотепа III и Сети I.

    В начале ХII века был воздвигнут храм Рамзеса III. Возможно, он описан в Библии под именем «храма Дагона»: филистимляне, почитавшие здесь бога плодородия, принесли сюда отсеченную голову Саула (1 Пар 10, 10). Вблизи высилась статуя Рамзеса III. Его правление было временем заката египетской славы. Он защитил страну от «народов моря», но владения на Ближнем Востоке были утрачены. Захватчики расселились вдоль побережья, дав новое название здешнему краю — Палестина (Philistina), страна филистимлян.

     О чем писали ханаанеи?

    Во втором тысячелетии до новой эры на территории Израиля живут ханаанеи. Они почти не оставили после себя никаких письменных памятников, кроме редких надписей, сделанных на «иностранном» для них языке — аккадском. Так, четыре надписи найдены в крупнейшем тогда городе Палестины — Асоре: глиняная табличка с юридическим документом; табличка с западносемитским именем; фрагмент месопотамского учебного текста (список мер и весов), а также надписанная модель печени — ее использовали для гаданий. В Гезере нашли глиняную табличку со списком имен, а в Хевроне — со списком жертвоприношений. Остается лишь уповать на чудо, подобное тому, что свершилось в Сирии, на холме Телль Мардих, где была найдена Эбла — «империя, оттиснутая на глине». Ее архив насчитывал 17 тысяч клинописных табличек.

    Десять лет назад возобновились раскопки Асора, но дворцовый архив пока не найден, хотя в крупном месопотамском городе Мари обнаружены письма, отправленные из Асора после 1800 года. Была же и ответная корреспонденция! Ее еще предстоит отыскать ученым.

    Откуда взялись филистимляне?

    Около 1200 года до новой эры в Палестину вторгаются филистимляне. В сражениях у них было определенное преимущество, ведь в отличие от египтян и ханаанеев они воевали железным оружием. К моменту его появления военное дело зашло в тупик. Бронзовые доспехи были так тяжелы, что воины едва могли двигаться в них. Рядом с неуклюжими живыми «крепостями» филистимляне носились, как грозные ракеты. Но откуда они пришли?

    По мнению израильского археолога А. Мазара, филистимляне происходят из материковой Греции: «Восприятие ими городского образа жизни, быстрое усвоение ими принципов планировки и фортификации, как и создания дворцов, храмов и жилых комплексов, свидетельствует о давнем знакомстве с этими принципами, что подтверждает гипотезу о балканском происхождении». Культовая глиняная пластика филистимлян тоже связана с микенскими традициями.

    Цари и царицы Савские

    Близ Красного моря в древности лежала страна Саба, защищенная песками Аравии надежнее, чем иная империя — великой стеной. Однажды римские легионы все же показались в ее пределах, но, изнуренные жарой, потеряв половину солдат, они, словно пустынный вихрь, набежали на стены столицы, разбились о них и снова скрылись вдали — горстка захватчиков среди громадных холмов песка. Даже положение этой богатой страны, расцветшей в пустыне, было в древности мало кому известно. Караваны приходили, привозили пряности и благовония, обильным урожаем обирали римское золото, а потом опять растворялись как мираж. (Плиний Старший жаловался, что каждый год 100 миллионов сестерциев увозят в Индию и Аравию.)

    Когда-то такой же фата-морганой, поражая воображение даже привыкших к пышности израильтян, предстала перед Соломоном равная ему в делах людских жена — царица Савская. На страницах Библии дважды рассказано об этой «встрече в верхах», состоявшейся за три тысячи лет до Кемп-Дэвида. И пусть некоторые радикальные историки, например, немец Б. Дибнер, досуже спешат заявить, что, может быть, и Соломона не было, но памятники Сабы есть и еще ждут тщательных раскопок.

    В 1970-1980 годы здесь работали советские археологи. В марте 2001 года в столице царства — Марибе — начались раскопки под эгидой Германского археологического института. В древности здесь проживали до 50 тысяч человек. Два раза в год, осенью и весной, в Марибе льет как из ведра. Местные жители возвели возле города плотину длиной 620 метров. Образовалось озеро. От него вела сеть каналов, орошавшая территорию площадью 9600 гектаров. Посреди пустыни вознесся сад Эдем. Здесь выращивали просо, пшеницу, финики, лакрицу. Чеканили свою монету, пользовались своей письменностью, строили монументальные здания. Среди правивших страной были и царицы. Имена двух из них доносят клинописные документы, найденные в Ашшуре. В Сабе трон был доступен женщинам. Возможно, это и породило легенду о мудрой правительнице. Со временем археологи надеются восстановить историю Сабейского царства, ведь пока еще не найден городской архив Мариба.

    Гора богов и героев

    Близ Хайфы расположена гора Кармел (по-еврейски — Керем Эл, «Сад Господа»), вечно покрытая зеленью. Ее высота — 552 метра. «Твоя голова — как гора Кармел» — сказано о ней в «Песне Песней» (7, 6). В эпоху палеолита гора была густо покрыта лесами, что изобиловали зверьми, в том числе слонами и носорогами. В 1931 году здесь нашли три пещеры, где люди селились еще 150 000 лет назад. Здесь лежали скелеты, кремневые серпы и наконечники копий, костяные крючки для ловли рыбы, ожерелья из раковин. Для многих здешних культур гора Кармел была священной. Для ханаанеев и финикийцев она была связана с именами Ваала и Астарты. Греки посвящали ее Зевсу, а римляне — Юпитеру. Здесь бывали пророки Елисей и Илия. На горе Кармел находился оракул финикийского бога войны, и к нему обратился командующий римской армией Веспасиан, «и ответы его обнадежили, показав, что все его желания и замыслы сбудутся, даже самые смелые». Что ж, вскоре Флавий Веспасиан усмирил восставшую Иудею и летом 69 года новой эры был провозглашен новым императором. Так сбылись его дерзкие замыслы.