Скоро - в первый класс

Е. ПОНОМАРЕВА • 08 июля 2015
Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущего первоклассника.

    Многие, пытаясь облегчить малышу начало учебной деятельности, активно обучали его весь прошедший год в престижных гимназиях, детских садах, дошкольных студиях или на специальных подготовительных курсах, не жалея на это ни средств, ни времени.

    Считается, что ребенок, который умеет читать, бегло считать и решать простые задачи, является школьно зрелым. Однако это далеко не так. Из школьной практики известно, что именно такие дети с трудом общаются с учителем и сверстниками. Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная учебная деятельность ребенка зависит в первую очередь от его физиологического и психологического развития.

    Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребенка и состоянием его здоровья. Психологическая — сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.

    С первых дней обучения школа ставит перед ребенком много совершенно новых задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психологических сил. По сути дела трудно все: и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, и необходимость не отвлекаться и следить за мыслью учителя, и, наконец, просто долго сидеть в определенной позе, попробуйте самостоятельно проанализировать готовность своего ребенка к школе. Особое внимание обратите на детей из так называемой группы риска. Сюда относятся: часто болеющие и ослабленные дети: слишком подвижные (гиперактивные) или чересчур медлительные (гиподинамичные); леворукие; дети с бедным словарным запасом и невыразительной речью; с узким кругозором; не способные анализировать; тревожные, не умеющие общаться и застенчивые. Если вашего ребенка можно отнести к «группе риска», вам следует обратиться к психологу. Если же сын или дочь, на ваш взгляд, не входят в «группу риска», оцените их готовность к обучению, ответив на следующие вопросы.

    Может ли ребенок:

    1) в течение минимум 30 минут самостоятельно, не отвлекаясь, заниматься каким-либо одним делом;

    2) в течение 10 минут по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6—7 предложений;

    3) за 3 минуты собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей;

    4) в течение 1—2 минут составить из 5—6 цифр (например 2, 8, 5, 9, 4, 10) последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке;

    5) при сравнении двух предметов выделить признаки, сходства и различия;

    6) в течение 3 минут назвать не менее четырех диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц, цветов.

    Кроме того, присмотритесь, как он ведет себя при знакомстве с новыми людьми (взрослыми и сверстниками), любит конструировать, лепить, играть в настстольные игры, легко ли выполняет словестные инструкции, а главное — хочет ли он ти в школу и если да—то для чего (учится и познавать или играть и дружить детьми из своего класса). Даже если останетесь довольны результатами своих исследований, советуем, используя ниже перечисленные тренинги, постоянно развивать у малыша навыки, необходима ему для успешной учебной деятельности. ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например — принеси мне плед и выключи телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки подчинения указаниям взрослого.

    ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру-нарисовать узор под диктовку на бумаге в клетку». Начинать надо с левого верхнего угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо две клетки вниз, одна — влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задание ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.

    ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7—10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.

    Помните: все тренинги должны проводиться только в виде игры с обязательной фиксацией результата. Ребенок должен сам стараться улучшить свои достижения. Хороший результат поощряйте отметкой или призом.