№ 17/17

Скоро - в первый класс

Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущего первоклассника. Многие, пытаясь облегчить малышу начало учебной деятельности, активно обучали его весь прошедший год в престижных гимназиях, детских садах, дошкольных студиях или на специальных подготовительных курсах, не жалея на это ни средств, ни времени.

Считается, что ребенок, который умеет читать, бегло считать и решать простые задачи, является школьно зрелым. Однако это далеко не так. Из школьной практики известно, что именно такие дети с трудом общаются с учителем и сверстниками. Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная учебная деятельность ребенка зависит в первую очередь от его физиологического и психологического развития.

Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребенка и состоянием его здоровья. Психологическая — сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.

С первых дней обучения школа ставит перед ребенком много совершенно новых задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психологических сил. По сути дела трудно все: и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, и необходимость не отвлекаться и следить за мыслью учителя, и, наконец, просто долго сидеть в определенной позе, попробуйте самостоятельно проанализировать готовность своего ребенка к школе. Особое внимание обратите на детей из так называемой группы риска. Сюда относятся: часто болеющие и ослабленные дети: слишком подвижные (гиперактивные) или чересчур медлительные (гиподинамичные); леворукие; дети с бедным словарным запасом и невыразительной речью; с узким кругозором; не способные анализировать; тревожные, не умеющие общаться и застенчивые. Если вашего ребенка можно отнести к «группе риска», вам следует обратиться к психологу. Если же сын или дочь, на ваш взгляд, не входят в «группу риска», оцените их готовность к обучению, ответив на следующие вопросы.

Может ли ребенок:

1) в течение минимум 30 минут самостоятельно, не отвлекаясь, заниматься каким-либо одним делом;

2) в течение 10 минут по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6—7 предложений;

3) за 3 минуты собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей;

4) в течение 1—2 минут составить из 5—6 цифр (например 2, 8, 5, 9, 4, 10) последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке;

5) при сравнении двух предметов выделить признаки, сходства и различия;

6) в течение 3 минут назвать не менее четырех диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц, цветов.

Кроме того, присмотритесь, как он ведет себя при знакомстве с новыми людьми (взрослыми и сверстниками), любит конструировать, лепить, играть в настстольные игры, легко ли выполняет словестные инструкции, а главное — хочет ли он ти в школу и если да—то для чего (учится и познавать или играть и дружить детьми из своего класса). Даже если останетесь довольны результатами своих исследований, советуем, используя ниже перечисленные тренинги, постоянно развивать у малыша навыки, необходима ему для успешной учебной деятельности. ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например — принеси мне плед и выключи телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки подчинения указаниям взрослого.

ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру-нарисовать узор под диктовку на бумаге в клетку». Начинать надо с левого верхнего угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо две клетки вниз, одна — влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задание ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.

ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7—10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.

Помните: все тренинги должны проводиться только в виде игры с обязательной фиксацией результата. Ребенок должен сам стараться улучшить свои достижения. Хороший результат поощряйте отметкой или призом.

Е. ПОНОМАРЕВА

Дети (воспитание и забота)

  • Дети и спорт
    Многие родители считают своим долгом прививать детям любовь к спорту с малых лет. Однако к этому вопросу надо подходить с осторожностью — не все виды спорта одинаково полезны, особенно малышам.
  • Урок рисования
    Детям рисовать необходимо. Для маленького человека, как впрочем и для большого, это и самовыражение, и способ «сбросить» негативные эмоции. Педагоги утверждают, что именно рисование помогает ребенку развивать интеллект. А если чадо не хочет? Воспользуйтесь советами психологов.
  • Выбираем детский сад
    Многие современные родители настолько загружены, что принимают решение отдать ребенка в дошкольное учреждение. Детские садики с удовольствием примут малышей, научат их быть самостоятельными и подготовят к школе.
  • Рюкзак первоклассника
    Собрать ребенка в первый класс — задача непростая. И тетрадки-то ему нужны, и ручки-карандаши, и книжки умные, а самое главное — ранец.
  • Плохие слова
    Если ребенок «принес» домой нецензурное слово, с этим надо разобраться как можно скорее, чтобы его употребление не вошло в привычку.
  • Цена оценки
    Волшебного эликсира, позволяющего вложить в голову все необходимое, еще не придумали, поэтому учить все равно придется.
  • Идем в школу !
    Наконец-то ваш ребенок отправится в школу. Но чтобы учеба не превратилась в кошмар, ему нужно создать комфортные условия. Хотя бы дома.
  • Сила слабости и слабости силы
    Любому навязанному порядку дети будут сопротивляться тихо, но упорно. Мир детства потому и может считаться субкультурой по всем канонам культурологии, что обладает решающим свойством субкультур: он способен к самоорганизации и самовоспроизводству.
  • НЕ ПРИНЕСТИ ВРЕДА
    Нам много раз приходилось слышать вопрос: как получается, что в благополучной семье вырастают плохие дети? Нечестные, грубые, ленивые, эгоистичные...
  • НАСЛЕДНИКИ.
    В воспитании дворян в прежней России— буквально на бытовом уровне — существовали правила и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Они известны и сегодня.
  • На равных...
    Должны ли родители разделять вместе с воспитателями детского сада заботу о малышах? В чем заключается связь семьи и детского сада в воспитании ребят? Как может воспитатель добиться взаимопонимания с родителями?
  • «Кто-то теряет, кто-то находит...»
    Даже такие вдумчивые родители, частые детские находки называют, как правило, «хламом», тем самым как бы ставя под сомнение серьезность проблемы. Многие считают не заслуживающей внимания мелочью содержимое карманов детей. Но для истинного воспитателя каждая такая «мелочь» полна смысла.
  • ХОРОШО ЧИТАЕТ, ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
    Проблема совершенно реальна. Детей, хорошо и отлично подготовленных по чтению, немало. Родители вправе гордиться успехами своей дошкольной педагогики, но, к сожалению, в большинстве своем они склонны «почить на лаврах»
  • О ПОЛЬЗЕ ЗАВИСТИ
    Зависть — неправильная реакция на невозможность получить желаемое, смесь гнева и печали, агрессия, направленная на самого себя и окружающих. Если это повторяется часто или не прекращается никогда, то самые безобидные последствия — неврозы и глубокие комплексы неполноценности.
  • Острая ситуация.
    В чем же причина Алешиной агрессивности? Оказывается, у мальчика неправильный прикус. И для исправления его на зубах стоят металлические пластинки. Кто-то в классе обозвал его «саблезубым»... С этого все и началось.
  • ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ И ВОЗМОЖНОЕ
    Задача эта — развитие детских способностей. Чем раньше и отчетливее они проявляются, тем яснее кажется взрослым путь их дальнейшего совершенствования.
  • Сексуальная революция? В городе Шадринске ее не было
    Первый поцелуй, как правило, поступок чисто социокультурный — его совершают абсолютно сознательно и прежде всего для укрепления или повышения своего статуса.
  • Записки моей левой руки
    Родители, не терзайте маленького левшу своими требованиями! — присоединяюсь я к совету детских психологов. Лучше учить его не через глаза, а через тело — вставая за спиной и двигая его руками и ногами, словно это Пиноккио
  • Ручки, ножки, огуречик…
    Абсолютно у всех детей первый герой предметного рисунка — человек. Более того, общее развитие ребенка идет по тем же законам, по которым развиваются спонтанные рисунки, — только потому они и стали инструментом психологических тестов.