РАСКУСИТЕ БОССА БЕЗ ЕДИНОГО ВОПРОСА

Галина КАЧ. • 20 июня 2017
Как понравиться начальнику, используя «служебную пантомиму»?

    Кто любит общаться с начальством? Вряд ли таких людей много. Трудно испытывать удовольствие от беседы с человеком, у которого заведомые преимущества. Вы можете значительно облегчить свои муки, если научитесь правильно двигаться и жестикулировать. Если будете учитывать, что не только слова, но и позы влияют на собеседника.

    Язык телодвижений гораздо доходчивее и информативнее. Так считает Аллан Низ, австралийский психолог, расшифровавший тайный смысл жестов.

    Научитесь без слов понимать начальника. Чтобы разгадать скрытые намерения, мысли и чувства руководства, неплохо выучить азбуку жестов. Многие из них указывают на испытываемые отрицательные эмоции. Существует масса хитростей, чтобы заставить босса изменить позу и таким способом повлиять на него, улучшить производимое вами впечатление.

    Начальник во время монолога прикрывает рот рукой или даже кулаком - он лжет. Жест можно объяснить: подсознание посылает сигнал сдержать неправдивые слова. Иногда враль, маскируя этот жест, немного покашливает, что не должно вводить вас в заблуждение. Психологи заметили, что ложь вызывает зуд в нежных мышцах лица и шеи, поэтому, если рука начальства тянется вверх к голове — воздух вокруг пропитан обманом.

    Начальник держит руку у рта, когда вы говорите — он вам не верит. Ораторствуйте убедительнее или прервитесь и дайте возможность боссу высказать возражения, пока он не разъярился.

    Начальник задумчиво потирает нос - в его мозгу роятся сомнения.

    Начальник энергично чешет веко и отводит взгляд в сторону или смотрит в пол - он неискренен или вы ему надоели. Жест можно трактовать буквально — «глаза б мои на тебя не смотрели».

    Начальник трогает ухо, сверлит в нем кончиком пальца, потягивает мочку, сгибает ушную раковину, прикрывая слуховое отверстие, - он наслушался вас вдоволь и желает высказаться сам. Не дразните льва — умолкните.

    Начальник почесывает шею - он не уверен в том, что согласен с вами.

    Начальник собирает с одежды несуществующие ворсинки - он явно не согласен с вами, но сдерживает до поры свое мнение.

    Начальник оттягивает воротничок рубашки - подозревает, что обман, скрытый в его словах, вами разгадан. Вариант: шеф разгневан или расстроен.

    Начальник покусывает мизинец, опираясь согнутым локтем о стол, или засовывает в рот ручку, незажженную сигарету, дужку очков - он сильно угнетен, ему требуется одобрение и моральная поддержка. С помощью этого инстинктивного жеста человек пытается вернуться к безоблачному и безопасному времени младенчества, когда его еще не отлучили от груди.

    Начальник сидит со скрещенными пальцами - он разочарован, хотя пока скрывает свое отрицательное отношение. Разговор будет менее холоден и враждебен, если вам удастся изменить позу босса до того, как он решится извергнуть на вас громы и молнии. Но как это сделать, ведь за руки шефа не схватишь? Предложите ему прочесть ваш короткий отчет, но не кладите бумагу услужливо перед его носом, положите на край стола, чтобы он сам потянулся к листку, расцепив ладони. В ход могут пойти и другие предметы — сигареты, журнал с любопытной статьей, коробка с лекарственными леденцами, подушечки «Орбит» — все, что подскажет ваша фантазия и что будет более-менее уместно.

    Начальник, выслушивая вас, опирается головой на руку - ему стало скучно.

    Начальник постукивает пальцами по столу - он в нетерпении.

    Начальник подпирает щеку сжатым в кулак пальцами - он вас оценивает. Если при этом указательный палец направлен вертикально к виску, а большой поддерживает подбородок — он слушает вас с неодобрением. Попытайтесь с ходу высказать что-нибудь, способное изменить отношение босса. Если ничего не приходит на ум, «сломайте» его позу «механическим» способом, дав ему подержать какой-нибудь предмет под предлогом, что он не помещается у вас в руках. Или побыстрее закругляйтесь со своим нерадостным сообщением.

    Начальник поглаживает подбородок -это жест принятия решения. В такой момент лучше не беспокоить шефа. Продолжайте наблюдать за его поведением. Если он скрестит руки на груди, забросит ногу на ногу и откинется на спинку кресла — вы получите отрицательный ответ. Пока он не высказан, поторопитесь повторить и усилить весомые аргументы в свою пользу. Если после поглаживания подбородка шеф подался вперед на стуле — он на вашей стороне.

    Начальник хлопает себя по лбу, сигнализируя, что забыл о вашей просьбе,-ему ничуть не досадно, что вы напомнили и тем самым намекнули на его «склероз». А вот если он хлопает себя по шее — ему неприятно, что вы указали на промах, и он вам впоследствии может не простить.

    Начальник скрестил руки на груди - он вам не доверяет. Простейший способ изменить отрицательную позу другого человека и соответственно откорректировать его отношение к вам — повторить телодвижение своего визави.

    Начальник сжимает пальцы в кулаки -он враждебен и скоро перейдет в наступление.

    Начальник поправляет ремешок часов, играет пуговицами на манжете или держит что-то легкое, невесомое обеими руками (например, бокал вина) - он нервничает и пытается это замаскировать. Своеобразный барьер из замкнутых рук — знак боязни и волнения, попытка оградить себя от враждебного внешнего мира.

    Начальник сидит, скрестив лодыжки, -этот жест равнозначен закусыванию губы. Шеф сдерживает неприятные чувства. Если при этом вы ожидаете от него какой-либо уступки, о положительном решении вам просигналит тот факт, что он разжал лодыжки, «расплел» ноги.

    Начальник наклонил голову набок - его заинтересовало ваше сообщение, но если он наклонил голову вниз — он вас осуждает.

     

    Выработайте привычку в процессе беседы держать ладони открытыми на виду. Это повысит ваш кредит доверия. Если вы прячете руки в карманы, вы будто что-то скрываете и вас можно заподозрить в нечестной игре. Жест открытых ладоней придает человеку видимость бесхитростности. Более того, он постепенно изменяет вас к лучшему. Большинство людей просто физически не могут говорить неправду, когда их ладони обезоруживающе обнажены. Такой элементарный жест снижает количество лжи в вашей собственной речи и заставляет других меньше лгать в ответ.

    Если вы хотите добавить себе авторитета, расположить начальника к собственной персоне, научитесь властному рукопожатию, когда ваша ладонь развернута вниз относительно руки другого человека. Правда, иногда необходимо и покорность проявить, как бы отдавая инициативу начальству. Тогда протягивайте руку запястьем вверх.

    Если начальник уважает вас, вы поймете это по рукопожатию: он позволит вашей ладони остаться в вертикальном положении, не станет разворачивать ее вверх, причем сделает это неосознанно.

    Если вы хотите добиться, чтобы вас выслушали без предубеждения и отнеслись к вам, как к равному, нужно нейтрализовать подавляющее — ладонью вниз — рукопожатие начальника. Когда вы берете предлагаемую вам руку, сделайте три небольших, едва заметных шага: два вперед и один в сторону. Начинайте движение с левой ноги, чтобы оказаться слева от собеседника, что и откорректирует положение ладоней.

    Копируйте позы шефа, его жесты, если, конечно, они не слишком вызывающи. Этот прием называется «отзеркали-вание». Как уже говорилось, он помогает рядом стоящему человеку избавиться от отрицательной позы. Кроме того, он будет чувствовать, что с ним согласны, что вы оба испытываете одинаковые ощущения, а значит, вы — «свой человек». Тогда босс перестанет явно подчеркивать дистанцию между вами.

    Если хотите, чтобы вам доверяли, почаще встречайтесь глазами с начальством. И еще: научитесь «деловому» взгляду, смотрите прямо на переносицу собеседника.

    Если вы волнуетесь и хотите снять стресс перед тем, как пойти «на ковер», примите позу члена британской королевской семьи: поднимите подбородок вверх и заложите руки за спину. Войдите так в кабинет начальника, и вы будете чувствовать себя менее напряженно, более уверенно. Один нюанс: не берите себя при этом одной рукой за запястье или за предплечье, что будет означать "с трудом держу себя в руках". Руки за спиной лучше сложить "в знак успокоить".

    Обычный прием оказания да со стороны руководства состоит чтобы поставить стул подчинение можно дальше от начальственного Незаметно, ненарочито придется подвинуть стул поближе. Если же вам удасться сесть не напротив шефа — за стол, а рядом или хотя бы по сторонам угла столешницы, ваша седа примет более дружеский характер. Однако лучше здесь не свольничать, а все же дождаться, что бы шеф сам предложил разместиться подобным образом.

    Помните: начальник тоже человек, как хотите, чтобы он обращался с вами - так и вы обращайтесь с ним.