Памяти Юрия Соболева

26 февраля 2018

    13 декабря 2002 года ушел из жизни художник Юрий Александрович Нолев-Соболев

    Григорий Зеленко:

    В 1967 году, испытывая непрерывное давление отдела пропаганды ЦК КПСС, вызванное неудовольствием художественным оформлением журнала, главный редактор «ЗС» Нина Сергеевна Филиппова сделала неординарный шаг: пригласила на должность главного художника Юрия Александровича Соболева — одного из основателей и организаторов советского неофициального искусства, чьи ученики и последователи своим творчеством на страницах журнала как раз и вызывали ярость отдела пропаганды. Это было, что называется, выбиванием клина клином. И с 1967 по 1979 годы, объединив вокруг себя множество молодежи, он вел журнал на самом высоком мыслимом тогда художественном уровне. В последние годы Юрий Соболев увлекался сценическим искусством. Он регулярно устраивал фестиваль «Кукарт» — один из наиболее интересных в нашей стране фестивалей современного искусства. Николай Молок в газете «Известия» так оценивает его: «Эта «домашняя академия Соболева» сейчас известна как «школа Соболева». Но «школой Соболева» в широком смысле этого слова можно назвать и все наше неофициальное искусство».

    Борис Манвелидзе:

    Позвонил Брель — умер Юра Соболев. Ему было 75 лет. Его там же и похоронили — в Петергофе. Лет 25 назад он говорил: «Мы знаем, как не надо, но не знаем — как надо». Я думаю, он, знал и то и другое, только ему неудобно было заговорить об этом.

    Есть люди, которым изначально, еще до рождения дается некое ведение. Оно не имеет ничего общего с нашими обиходными инструментами жизни и существует в таких людях, как Юра, — первозданно…

    Если человек владеет тайной соразмерности отдельных вещей и знает, как они соединяются, — не о чем беспокоиться. Кто-то рассказал Юре эту тайну, и, я считаю, — очень правильно сделал. Не каждому так повезло: в пределах всего одной жизни — прорубиться в шахту, добыть уголь, вывезти его, да еще и сжечь. Получить тепло, энергию и напитаться ею, напитать всех вокруг. Таким крестом могут похвастаться не многие. Он получил эту золотую меру отнюдь не из Парижа. Тут можно смело сказать, что речь идет о небесном даре.

    Он был первым в тогдашнем времени человеком, который занялся архитектурой плоского изображения и текста. Ему дано было не только смотреть, но и видеть, и он умел доносить музыку, которая слышалась ему в этих немых высказываниях, никем до него не расшифрованных. (По сию пору мы иногда слышим эти волшебные звуки.)

    Мы прощаемся с Тобой без всякого сожаления. Ты никогда не был вялым подснежником фальшивой оттепели 60-х годов. Ты прожил ровно столько, сколько Тебе было расписано, и теперь нет надобности напрягаться и предупреждать, что последняя волна накрывает нас. Цунами, с Тобой, вместе.

    Александр Добрицын:

    Ни живописцем, ни графиком его назвать нельзя — эти понятия предполагают определенное мастерство. Никакое мастерство не могло бы выдержать груз его интеллектуально-мыслительного процесса, поскольку сам этот процесс был эквивалентен драме видимого и ощутимого им мира. Не случайно он избрал сценическое искусство.

    Виктор Брель:

    Юрий Соболев — это человек с большой буквы. В его характере на первом месте — юмор, затем — остроумие, далее — интеллект, эрудиция и знание всего и вся. Никогда и никого не обманывает. Всегда до победного конца отстаивает свою точку зрения, подтверждая истину простыми и остроумными аргументами и фактами. На внешний вид простой и доверчивый, но рядом с ним вы всегда будете немножко шокированы его аристократизмом и элегантностью.

    Благодаря уму, таланту, терпению, спокойствию, Юрий обладал такой притягательной силой, что к нему тянулись все и вся. И для всех этот человек всегда находил время и силы, чтобы насытить собеседника, и это несмотря на то, что с детских лет он был серьезно травмирован и вынужден был всю свою долгую жизнь ходить с инвалидной палочкой.