КОМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ТРУДУ

М. ПОСТОЛ, директор средней школы № 4 ст. Атаманская Краснодарского края • 25 октября 2016

    Школа готовилась к слету «Честь и слава — по труду». Ребята принесли директору список гостей. Тот удивился, не найдя в нем фамилии комбайнера Д. Неоднократный чемпион жатвы. О нем писали местные газеты, прославляя его мастерство, его рекорды. И ведь как раз об этом должна была идти речь на слете...

    Ученики замялись, переглянулись.

    — Не хотелось бы его приглашать,— наконец проговорил один.

    Да, чемпион. Рекорды ставит. Да, трудиться умеет. В газетах о нем пишут. По телевидению выступал, рассказывал о своем мастерстве. Но этот мастер, этот трудолюбец палец о палец не ударит, если надо что-то сделать бескорыстно. Да и не любая оплата его удовлетворит. Он не поедет косить поле, где тяжелые полеглые хлеба, где плохие виды на урожай. Ему подавай такой массив, где бы он мог рекорд выдать. Его не пошлешь докашивать остатки в загонах, работа трудоемкая, хлопотливая, а заработок — всего ничего. Д. никогда не поделится с товарищем запасной деталью, хотя их у него всегда навалом: как о передовике, о нем заботятся особо. Пусть комбайн товарища простоит полдня, целый день, пусть уходят сроки уборки — ему важно, чтобы его агрегат работал бесперебойно...

    Иное дело — дядя Петя. Ему скоро на пенсию. Он уже сорок лет за штурвалом комбайна. Рекордов не ставит. Хотя мог бы. Машину он знает, «как бог». И даже лучше. Тот же Д., на что уж мастер, когда не может сам с поломкой справиться, ищет не наладчика, не инженера, а дядю Петю. Откажется Д. от трудного поля — дядя Петя пыхнет папиросой, качнет сивой.головой и молча пошагает к своей видавшей виды «Ниве»: кому-то надо убирать и такие хлеба. Безропотно подчищает чужие «хвосты». Хотя для этого нередко приходится перегонять комбайн с поля на поле по два-три раза в день. Тут рекордов не поставишь. И заработать — много не заработаешь. Но ведь вопрос стоит о хлебе! О чем же тут раздумывать, что выгадывать?

    Спешит дядя Петя домой со смены на своей старенькой «Яве», видит: стоит в загоне чей-то комбайн, суетятся вокруг него люди. Остановится, вытащит мятую пачку «Примы», затянется раз-другой, аккуратно загасит огонек, постоит, подумает — и повернет к комбайну. И не уйдет, пока тот снова не заработает...

    — Если уж говорить о любви к труду,— доказывали директору школьники,— то пусть нам об этом скажет дядя Петя...

    Директор молча слушал детей. Ему хорошо были известны и Д., и дядя Петя. И оценку свою и тому, и другому он уже давно дал. И раздумывал он сейчас не над тем, правы ученики или нет в своем выборе. Он был рад: ребята разобрались в главном.

    -есть и слава по труду! Какая это емкая формула! Сколько в ней человеческой мудрости! Труд — величайшее достояние, свойство и достижение людей. И не случайно в нашем обществе, самом справедливом из всех известных истории, именно человек труда стал главным действующим лицом, а трудолюбие — одной из высших нравственных норм, добродетелей, светлых качеств личности.

    Трудолюбие. Мы много говорим о нем. Мы стремимся воспитать его в наших детях... Ну а что оно такое — трудолюбие? Склонность к труду вообще? Умение трудиться? Стремление работать? Или тут нужно принять во внимание еще и другое? Можно ли быть безразличным к тому, на что направлено трудолюбие человека: только на собственную сытость, собственное благополучие или на то, чтобы приносить пользу и радость людям? Можно ли не различать их, ставить им одинаковую оценку? Ю. В. Андропов в работе «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» подчеркивал: «...социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира.»

    Заботы колхоза — наши заботы. Такой настрой учителя нашей школы стремятся задать коллективу учащихся. Весной и осенью в послеурочное время учителя трудятся вместе со школьниками на колхозных полях: ухаживают за посевами, помогают в уборке урожая, в пору хлебной страды учителей можно увидеть на комбайнах, на автомашинах, на току...

    Работа на току — не из легких, пыльная и ...малооплачиваемая. Но люди пришли сюда не за заработком, а чтобы помочь родному колхозу в жаркие дни. Рядом с учителями ученики. И работа учителей для них пример труда бескорыстного, во имя общего дела, когда человеку небезразличны успехи всей страны. Все выращенное сохранить! Этот лозунг определяет не только труд колхозников, но жизнь коллектива школы. Дети чувствуют ответственность за успехи родного хозяйства.

    Школа стремится выучить и воспитать труженика. На это направлена и внеурочная работа: «Час родного колхоза», урок трудовой доблести, чествования трудовых династий, слеты «Быть хозяином на земле», совместные собрания колхозной и школьной молодежи «Мы — молодые хозяева земли!», праздники урожая. На первом месте во всех этих мероприятиях — человек-труженик, человек-творец...

    ...В школе проводится вечер «Сражался не ради награды —- тружусь я не ради рубля». За столом президиума — один из старейших комбайнеров колхоза, фронтовик-орденоносец Тимофей Данилович Приймак. Старый воин, ветеран колхозного производства рассказывает детям, как в тяжелые фронтовые будни солдаты мечтали о мирном труде на мирной земле. Выполняя нелегкую работу воина, думали о победе, о том, как счастливо люди будут жить после войны — жить и трудиться! Тимофей Данилович говорит о том, что плакал, не стыдясь, когда, сняв солдатскую шинель, снова сел за штурвал комбайна и увидел залитый солнцем золотой разлив пшеничного поля. И дети принимают и понимают эту бесхитростную откровенность. За плечами стоящего на трибуне старика — честный, беззаветный труд, увенчанный наградами Родины. Боец-герой стал героем-тружеником. А таким можно верить. На жизнь таких людей надо держать равнение. К такому выводу приводит подростков этот вечер в школе.

    На школьном диспуте «Учиться честному труду» бригадир-орденоносец П. Бражник и секретарь колхозного комитета комсомола В. Кедровский ведут разговор с ребятами о моральной ценности и красоте труда, одухотворенного большой целью,

    В беседе «Мальчишки сороковых — мальчишкам восьмидесятых» принимает участие кавалер высоких орденов, лучший тракторист колхоза Дмитрий Гаврилович Чученко. Потомственный механизатор продолжает дело отца, погибшего на войне. И не просто продолжает. Он — подлинный мастер, ударник коммунистического труда, рационализатор, новатор производства. Д. Г. Чученко первым в колхозе перешел на выращивание сельскохозяйственных культур по индустриальной технологии, одним из первых создал безнарядное звено. В постоянном творческом поиске он видит смысл своего труда и этому учит других. Душевный и умный человек, Дмитрий Гаврилович щедро делится с молодежью своим Опытом, своим мастерством. В последнюю страду его подшефный, выпускник школы Сергей Гаврилов установил районный рекорд: за 22 часа работы намолотил комбайном «Колос» 1210 центнеров зерна.

    Таких воспитанников у Дмитрия Гавриловича немало. Но особенно располагает к нему школьников то, что свою любовь к труду на земле, свое чувство хозяина земли он передал прежде всего сыновьям своим, тоже выпускникам школы. Сыновья Д. Г. Чученко — в числе передовых механизаторов колхоза. Труженик взрастил тружеников.

    Дмитрий Гаврилович — участник многих школьных дел. Не было случая, чтобы он отказался прийти к детям.Это уважительное отношение к школе, к запросам ребят — тоже черта, присущая настоящим труженикам. П. Д. Бражник — наставник школьного лагеря труда и отдыха; Д. Г. Чученко и Т. Д. Приймак шефствуют над школьными звеньями механизаторов, В. Кедровский возглавляет комсомольский педагогический отряд... На примере этих и многих других колхозников школьники убеждаются: трудолюбие — это прежде всего честный, самоотверженный труд во имя людей, во имя любви к ним.

    Но как бы много ни делала школа, подлинного успеха в обучении и воспитании она добивается лишь тогда, когда ее работа получает всестороннюю поддержку в семье, когда ее нравственные требования подкрепляются в каждом деле, во всем сельском обществе.

    Не секрет, моральный климат семьи во многом отражается на детях. И крайне важно, чтобы школа чувствовала, знала его и в необходимых случаях умела подсказать родителям, что и как нужно переменить, исправить. Не менее важно для родителей уметь слушать и правильно понимать школу.

    Наша школа прежде всего стремится показать и поддержать добрые, здоровые, трудолюбивые семьи. На общешкольной конференции родителей выступает группа учеников... Они с гордостью и любовью рассказывают о труде своих отцов и матерей, о том, как трудовая доблесть старших помогает сыновьям и дочерям тоже по-настоящему полюбить труд, уважать людей труда. Вряд ли можно переоценить взаимное благотворное влияние таких выступлений школьников перед общественностью.

    Детям нужно знать яркие факты из трудовой биографии своих родителей. И школа организует конкурс сочинений «Биография нашей семьи», вечера «Орден в твоем доме», устные журналы «Пятилетка и наша семья», беседы за круглым столом «Вклад нашей семьи в Продовольственную программу Родины»...

    Наши учителя убеждают родителей: нужно чаще рассказывать детям о своем труде, о его радостях и сложностях, приглашать ребят в свои рабочие коллективы, показывать им свой труд. Знакомить со своими товарищами по работе. Это особенно важно: чтобы дети видели и понимали общественную значимость труда каждого человека!

    Неоспоримо положительное воздействие на школьников таких общественно полезных дел, как коммунистические субботники, трудовые десанты, недели трудовой славы, посвященные важным событиям в жизни нашей страны. Но и здесь небезразличен настрой родителей: с пониманием они относятся к этим делам своих детей или смотрят на них глазами обывателя, равнодушного, далекого от забот общества...

    ...Идет подборка и очистка сахарной свеклы. Урожай собран неплохой, несмотря на нелегкие погодные условия. Но , надо сберечь каждый корнеплод. Дети понимают важность своей работы и стараются. Рядом с ними — их родители, колхозники. Это придает работе особую деловитость, добросовестность. Но некоторых школьников здесь нет. Их не пустили родители. Обойдутся, мол, и без тебя. Занимайся своим делом... Так воспитывается неуважение к заботам общества. Так воспитывается обыватель, будущий рвач. Да, можно быть хозяином на земле, а можно — рвачом.

    Честный, творческий, коммунистический труд не терпит рваческого отношения к делу. Ему чужда, противоестественна и неуважительность к людям. От рвачей же всего можно ждать...

    Сорок лет отдал своему нелегкому труду старый учитель физики. Учил и механизатора Д. когда-то. Сейчас учит его сына.

    Вдруг позвонили из райцентра: жене учителя, уехавшей туда на семинар, внезапно стало плохо, ее положили в больницу. Кинулся старик на автобусную остановку — как назло, перерыв. Вот показались синие «Жигули». За рулем — Д. Рядом — его сын-десятиклассник. Обрадовался старик, шагнул к дороге, замахал рукой... Но ни отец, ни сын даже не глянули в его сторону. Машина медленно, словно дразня его, прокатила мимо. Туда, в райцентр...

    — Откуда такое хамство? — с горечью спрашивал у директора старик-учитель.

    Да оттуда же — от привычки на первый план ставить личное и за своим трудом видеть лишь собственную сытость и благоденствие,

    В, И. Ленин указывал: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма.»

    Не эти ли черты труда видят дети в работе скромного, немногословного, безотказного, бескорыстного труженика дяди Пети? В его отношении к людям. Честность, бескорыстие, самоотверженность в работе — не в них ли подлинное трудолюбие? Если поняли это школьники — разве это не успех усилий учительского коллектива?

    Но ведь и у рвачей растут дети. И влияние специфического отношения к труду на подрастающее поколение — можно ли его не учитывать, не считаться с ним?

    Д. любил хвастать сыном:

    — Он у меня трудяга, С шестого класса со мною на косовице вкалывает!

    Это — правда. О семейном агрегате Д. говорили часто. К ним на уборку приезжали теле-, фото- и просто корреспонденты. Им жали руки, их фотографировали, у них брали интервью, о них писали, вели радиопередачи. И все это было в какой-то мере оправдано. На жатве отец и сын себя не щадили. В том, конечно, смысле, в каком это отвечало их пониманию целей работы.

    Но когда школьники выходили на субботник, где личным заработком и не пахло, сына Д. среди них не было...

    Как-то ему доверили защищать честь школы на районном конкурсе юных пахарей. Машину он, безусловно, знал и работать умел. Но парень уклонился:

    — Была охота горбатиться на «дядю»...

    На конкурс поехал его одноклассник, прошедший практику у дяди Пети. И выступил отлично: привез школе вымпел за первое место. Все радовались, поздравляли, благодарили паренька.

    А сын Д. пренебрежительно хмыкнул, взглянув на вымпел:

    — Ну и заработал! Ха!

    С малых лет, постепенно, как губка, впитывал он в себя отцовскую философию: делай только то и только то делай хорошо, что приносит личную выгоду. Это было опасно. Это тревожило. Но, к сожалению, противостоять влиянию отца школа не смогла...

    У дяди Пети сыновья и дочери уже взрослые, живут своими семьями. Но старые учителя с теплотой вспоминают о них. Они не блистали особыми успехами в учении. Но были старательны и трудолюбивы. Охотно брались за любое дело, не гнушались никакой работы — это они переняли от отца. Вели за собой товарищей на ремонт школьных помещений, ходили с младшими ребятами в походы, ухаживали за больными, одинокими старушками. И во всем были безотказны, бескорыстны. Как и отец.

    Честь и слава им, таким вот дядям Петям. Честь и слава их труду, честному, самоотверженному. Честь и слава их жизни, богатой на добрые дела. Пусть такие люди учат наших детей труду.

    Директор глянул в по-прежнему настороженные глаза детей:

    — Вы правы. Обойдемся без Д. ...