Говорит «молчаливое большинство»

Ирина Прусс • 04 июля 2018

    Подведены итоги третьего Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников, проводимого ежегодно историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал», Советом по краеведению Российской академии образования и Центром устной истории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

    Председатель Оргкомитета конкурса Ирина Щербакова благодарит спонсоров, среди которых на этот раз есть и отечественный

    Как и в прошлом году, зал Театра Образцова был полон. Пришли устроители и организаторы. Пришли поздравители — известные правозащитники (поскольку именно они оказались особенно заинтересованными в возрождении и сохранении памяти о давнем и недавнем прошлом страны — о событиях подлинных, а не об их очередной конъюнктурной интерпретации), историки (говорят, они уже всерьез в своих научных работах ссылаются на работы старшеклассников, изданные по материалам первого и второго конкурсов; архивные и семейные документы, найденные старшеклассниками, стали для историков открытием), краеведы, учителя, журналисты. И конечно, сами конкурсанты-победители, приехавшие на праздник подведения итогов и вручения наград (компьютеры, видеомагнитофоны и видеоплееры, современные фотоаппараты — спасибо, спасибо спонсорам!) со всей страны.

    От профессионала высокого класса – историка Сергея Мироненко – профессионалу будущему

    Это не преувеличение, что со всей страны: вся карта России за малым изъятием утыкана точками, откуда пришли работы — 2643 работы из 915 населенных пунктов. Еще интереснее, из каких именно населенных пунктов: крупные города — 24 процента, средние и малые города — 39, мелкие населенные пункты — 37 процентов. То есть подавляющее большинство исследований было проведено в селах, небольших поселках, маленьких городах, где живет обычно молчаливое большинство, чей голос звучит на всю страну так редко…

    «Мы черпаем маленькой ложечкой из неиссякаемого источника» — сказала председатель Оргкомитета конкурса Ирина Лазаревна Щербакова; поразительно, что ощущение это крепнет от одного конкурса к другому, не замутняясь рутиной повторяемости тем, источников и самих участников. Многие из этих участников впервые оказались в Москве именно благодаря этой своей победе на конкурсе.

    Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов задал юной аудитории странный вопрос: «Вы когда целуетесь – глаза закрываете?» и продолжил неожиданную свою метафору:

    – Память состоит из любви и открытых глаз. Без любви нет памяти; память «с закрытыми глазами» — лицемерие. Об этом еще Чаадаев сказал: я не могу любить родину на коленях и с закрытыми глазами. Сегодня нам опять предлагают делать именно это: любить с закрытыми глазами, строить мостики между прекрасным и чудовищным в нашей истории, убеждая себя, что вообще-то это одно и то же. Вы — наша надежда на то, что подобная операция не получится.

    Журнал «Знание – сила» награждает учителей, руководивших работой конкурсантов, и их школы

    В число победивших вошли исследования об истории храмов и борьбы с религией в тридцатые годы в Екатеринбурге; история фольсификации в одном из «дел» 1937 года, по которому проходил рязанский студент, обвиненный в контрреволюционных высказываниях (работа из г. Шацка Рязанской области); о школьных учителях и подлинном, а не декларативном, отношении к ним советской власти; о межэтнических отношениях в период самых тяжких испытаний: евреи, поляки и белорусы в годы немецкой оккупации; удмурты и русские во время коллективизации — и так далее, и так далее…

    Каждый старшеклассник, предпринявший подобное исследование, входил в соприкосновение с историей — чаще всего историей своей собственной семьи (несколько работ так и называлось: «Моя семья» или «История моей семьи»), своей деревни или города. Тем самым каждый как бы расширял рамки своей жизни, включая в них опыт предков. Так что каждый оказывался в выигрыше — и победитель, и просто автор одной из двух с лишним тысяч работ (а всего в архивах «Мемориала» их за три конкурса накопилось более шести тысяч).

    Те же, кто организовал и возглавил эту работу: устроители конкурса, учителя, члены жюри и т.д., — это миссионеры, чья деятельность послужит импульсом для пробуждения памяти общества о себе самом.

    Журнал «Знание – сила» вручил собственные награды — полугодовую подписку на наш журнал — трем учителям, осуществлявшим научное руководство работами победителей, и их школам.