ЭВМ проверяет контрольную

И.Вальковская • 28 декабря 2016

    «Начинаем урок!»,— обращается к классу преподаватель основ информатики и вычислительной техники Сергей Николаевич Коршунов.

    Признаюсь, не часто приходится видеть подобное: шумные шестиклассники, вбежавшие только что в кабинет, тут же угомонились. Учителю математики Сергею Николаевичу Коршунову и его коллегам не приходится призывать ребят к порядку с тех пор, как была установлена микропроцессорная система контроля знаний и ученики 53-й московской школы получили возможность «общаться» с ЭВМ. Уроки в дисплейном классе сразу же стали самыми популярными. Ученики шестых-десятых классов занимаются здесь математикой, четвероклассники — русским языком, а географией и физикой — все, кроме самых младших.

    Чем же привлекает учащихся ЭВМ? Послушаем самих школьников. Десятиклассник: «Она быстро и точно оценивает знания». Восьмиклассник: «Очень объективна, ей веришь». Четвероклассник: «Это только в самом начале боишься, вдруг что не так.

    Но ведь молчит, и не обидно, если даже ошибешься...» Буквально всех ребят, кого я спрашивала, вполне устраивал деловой контакт с машиной.

    Когда ученые Таганрогского радиотехнического института устанавливали в школе разработанную в Центральной лаборатории технических средств обучения экспериментальную микропроцессорную систему контроля знаний «Триак-2», главной целью было облегчить труд учителя. И действительно, машина взяла на себя множество его обязанностей: она даже фиксирует уже на первой минуте урока, сколько человек в классе и кто отсутствует (все ученики имеют на столах присоединенные к учительскому дисплею микрокалькуляторы и, как только садятся на свое место, заявляют о своем присутствии, нажав определенную кнопку). Но самое главное: ЭВМ проверяет самостоятельные работы и тут же выставляет оценки. На каждом уроке система позволяет контролировать и оценивать знания одновременно всех учеников. Эффективность работы преподавателя в несколько раз возрастает, ведь в обычных условиях в поле зрения учителя в течение урока попадает от силы десять человек.

    Дисплейный кабинет — единственный в школе, и здесь проводятся пока только контрольные и самостоятельные работы. Этих уроков ребята всегда ждут с нетерпением. Все сорок пять минут в классе царит дух соревнования. Достаточно бросить взгляд на экраны дисплеев, которые висят тут же на стене, чтобы узнать, кто быстрее, кто лучше справился с заданием, какую оценку получил. Ребята верят машине безоговорочно: человека можно заподозрить в предвзятости, неточности, а ЭВМ — никогда, у нее нет ни к кому "личного отношения". Она бесстрастна и предельно справедлива: что заработал, то и получай.

    Не страдает ли при такой постановке дела общение ученика с учителем? Сергей Николаевич заметил:

    — Это только на первый взгляд. Сохраняются все традиционные формы общения учителя с классом — ответы у доски и с Места. Наоборот, это общение приобретает новые краски. Например, при объяснении нового материала, если ученик не уловил смысла сказанного педагогом, он Может нажать соответствующую кнопку Микрокалькулятора. Экран на столе учителя зафиксирует, сколько человек не поняли тот или иной раздел. Значит, нужно повторить объяснение. Раньше, возможно, кто-то и постеснялся бы сказать об этом во всеуслышание. А признаться дисплею, что оказался непонятливее остальных, совсем не стыдно...

    С одной стороны, «Триак» облегчает труд педагогов, так как берет на себя контроль знаний учащихся. Но намного сложнее для учителя стала подготовка к уроку с участием машины. Каждому ученику необходимо предложить индивидуальную программу работы. Ребятам даются карточки с вариантами вопросов, а также и ответов на них, среди которых только один — верный. Чтобы исключить возможность элементарного угадывания, ошибочные ответы составляются так, чтобы они напоминали правильные. Выбор учащимся того или иного ответа показывает учителю, насколько хорошо усвоен Материал. А ребятам тоже интересно: все время Поглядывают на экраны, где каждую секунду появляется небезразличная для них информация: как оценивается ответ, каков общий итог, кто в лидерах.

    «Триак» настолько популярен в школе, что к нему обращаются и во время самоподготовки в группах продленного дня. Общение с машиной — это и игра, и учение одновременно. Прочел, например, параграф, хочешь проверить, все ли усвоил ; и запомнил, ответь на несколько вопросов по заданной теме. Если на первый вопрос ответ неудачный, машина «не разрешит» отвечать на второй, заставляя вновь заглянуть в учебник. Таким образом «Триак» контролирует и качество самостоятельного освоения материала, не допускает недобросовестности. И ребята стараются. Очень уж хочется поскорее продолжить диалог с ЭВМ, который сам по себе интересен уже тем, что заставляет быть собранным, внимательным, точным, пробуждает веру в свои силы и возможности.

    — Выходит, ЭВМ проявляет в человеке, который с нею общается, определенные качества характера?

    — Безусловно,— соглашается со мной Людмила Евгеньевна Кикоина, преподаватель математики.— Более того, машина участвует в воспитании интереса к зна-I ниям. С тех пор, как в школе появился наш помощник «Триак», многие ребята i успевать стали лучше.

    Все возрастающий интерес к общению с машиной таит в себе немало возможностей. Сегодня ребята осваивают ЭВМ как средство обучения, завтра электронно-вычислительная техника сама станет предметом изучения. С этого учебного года в школах вводится новый курс «Основы информатики и вычислительной техники», который должен познакомить каждого школьника с азами программирования, алгоритмической грамотой.